12.04.2010 17:32
    Поделиться

    Православные сегодня отмечают Радоницу - день поминовения усопших

    Девятый день после праздника Воскресения Христова (в этом году - 13 апреля) Церковь посвящает особому поминовению усопших.

    Само слово "радоница" имеет корень "рад", оно родственно словам "радость", "радование", и это неслучайно. Отрывок из Евангелия, читаемый в этот день во время богослужения, напоминает нам:  "… так возлюбил бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы (чтобы) всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо ( потому что) не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин.. 3. 16-17).

    Еще в IV в. святитель Иоанн Златоуст призывал: "Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим: вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц -  нашими о них молитвами, милостынями и приношениями". О том, что души умерших жаждут наших молитв, нуждаются в них, говорит весь многовековой опыт Церкви. Домашняя молитва об умерших родственниках и близких читается верующими ежедневно, но для общецерковных поминаний всех усопших существуют специальные дни - так называемые Вселенские Родительские субботы. И хотя Радоница отмечается во второй вторник после праздника Пасхи - вторник Фоминой недели, этот день также отведен Церковью для особенного поминовения всех тех, кого уже с нами нет.

    Совсем недавно мы праздновали Пасху, победу Воскресшего Христа над смертью, чествование Пасхи еще не закончено, и отдельный день, выделяемый Церковью для поминовения усопших, как бы призывает нас всех не погружаться в скорбные переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, возрадоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная  воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".

    То есть, смысл Радоницы в том, что мы не просто вспоминаем умерших, молимся за них, но и делимся с ними радостью Воскресения Христова. Неслучайно, во время полной панихиды1, которая совершается в этот день после богослужения, поются и пасхальные песнопения.

    В этот день стараются посетить и кладбища. Но так как для души усопшего важнее наша молитва, чем любые ритуальные действия на кладбище, этот день лучше начать с посещения Божественной Литургии. Придя утром, к началу службы в храм, верующие подают записку с именем умершего для его молитвенного поминовения в алтаре во время Божественной Литургии. Считается, что нет действенней молитвы, чем та, которая вполголоса произносится священником во время Таинства Евхаристии. Поэтому часто за усопшего заказывают так называемые сорокоусты - молитвенные поминания во время Таинства Евхаристии, творимые в течение сорока дней.

    После Божественной Литургии в храмах на Радоницу служат вселенскую или родительскую панихиду. Важно не просто отстоять панихиду, но и молитвенно участвовать в ней. Кроме сорокоуста, панихиды и домашних молитв об усопших, ещё одним действенным средством их поминовения является милостыня. Под милостыней надо понимать не только подаяние нищим в память об умершем, но и шире - всякое благодеяние, доброе дело. Святитель Иоанн Златоуст говорил: "Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения… достойное его и его прославляющее: это милостыня".

    1 Панихида - заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминается усопший. Во время панихиды, мы, уповая на милосердие Божье, испрашиваем усопшему прощение его согрешений и блаженную вечную жизнь. Панихида совершается как до погребения умершего, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, в дни его рождения и годовщины смерти. Кроме панихид по отдельным усопшим, есть еще так называемые вселенские или родительские панихиды. Их служат в Родительские субботы, и в день Радоницы по всем усопшим.

    Поделиться