05.04.2010 23:35
    Поделиться

    Галина Изотова: Моногорода не должны уповать на исключительную поддержку государства

    С 11 апреля, как сообщил наш источник в минпромторге, пойдут первые транши финансовой помощи в моногорода. Напомним, пока комиссией Шувалова одобрены только три региональных инвестиционных проекта: Сокол в Вологодской области, Тольятти в Самарской области и Нижний Тагил в Свердловской области. А всего таких населенных пунктов, по оценке минрегиона, 335, а по данным председателя Совета Федерации Сергея Миронова, 460 городов. Такая количественная нестыковка, видимо, связана с тем, что по словам Миронова, отсутствует понятие и критерии определения моногорода, что усложняет идентификацию таких поселений.

    На совещании, посвященном монопрофильным городам, которое состоялось на прошлой неделе в Совете Федерации, одной из проблем было названо отсутствие необходимой законодательной базы, чтобы решить все возникающие вопросы по монопрофильным городам. Поэтому "РБГ" решила расспросить одного из активных участников работы специальной комиссии по рассмотрению комплексных инвестиционных проектов моногородов, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Галину Изотову, как решаются проблемы таких субъектов РФ.

    - Какого рода поддержка будет осуществляться многочисленным моногородам в этом году?

    - На государственную поддержку моногородов будет выделено 27 млрд рублей. Однако не все в регионах понимают, что средства из бюджета они смогут получить только если будет софинансирование из субъекта РФ и от инвесторов, и при наличии комплексного плана развития города.

    - Почему так долго утверждаются комплексные планы модернизации моногородов?

    - Проблемой разработки проектов "перезагрузки" моногородов мы начали заниматься лишь недавно. Какого-то единого программного инструмента диверсификации экономики таких проблемных населенных пунктов не существовало. Сам перечень монопрофильных городов был рассмотрен и одобрен только в декабре 2009 года и только с этого времени началась активная работа в этом направлении.

    Возможно, из-за сжатых сроков местные власти оказались не в состоянии подготовить по-настоящему рабочие комплексные планы развития моногородов. Главам муниципальных образований, как показывает практика, весьма проблематично осуществлять какое-либо планирование на долгосрочную перспективу.

    Те проекты, которые были представлены в рабочую комиссию, не нацелены на развитие высокотехнологичных производств и импортозамещающих технологий. Да, есть идеи по созданию кластеров в различных отраслях промышленности, но конкретного плана мероприятий, как это будет реализовано на практике, нет.

    Кроме того, региональные проекты порой крайне нереалистичны. Складывается ощущение, что власти на местах рассчитывают получить из федерального бюджета по максимуму. Так, общий объем финансирования проектов, требуемого согласно комплексным инвестиционным планам пилотных 27 моногородов, только на этот год составляет более 300 млрд рублей. Причем половина из этой суммы - средства федерального бюджета.

    - Между тем общее количество моногородов насчитывает больше трехсот по всей России. На всех денег не хватит...

    - Действительно, по данным минрегиона, в стране насчитывается 335 населенных пунктов, в которых базируются 442 градообразующих предприятия, где сосредоточено до 70% производственных мощностей. Однако многие из этих предприятий входят либо в состав крупнейших холдингов, таких, как "СУЭК", "Северсталь", "Базовый элемент", "Мечел". Либо в крупнейшие государственные корпорации, такие, как "Ростехнологии", "Росатом", либо являются филиалами и дочерними предприятиями РЖД и "Газпрома".

    С моей точки зрения, ни один из моногородов не должен уповать исключительно на господдержку.

    - Вы постоянно проводите мониторинг ситуации в регионах, поэтому должны знать, где еще помимо моногородов, на которых сейчас сосредоточено основное внимание, стоит ждать спада промышленного производства?

    - Большинству регионов так и не удастся в ближайшее время восстановить докризисный уровень промышленного производства. Среди таких субъектов Карелия, Костромская, Тюменская, Калининградская, Орловская, Ульяновская, Нижегородская, Самарская, Московская области. К примеру, в Ивановской области снижение темпов роста ВРП связано с тем, что в 2010 году часть инвестпроектов, которые уже начали реализовываться, были приостановлены из-за нехватки кредитных ресурсов. Некоторые инвесторы перенесли реализацию своих проектов на последующее более благоприятное время.

    В ближайшей перспективе состав регионов, формирующих более половину совокупного ВРП страны, останется неизменным - это Татарстан, Башкортостан, Красноярский и Краснодарский края, Московская и Свердловская области, города Москва и Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

    комментарий

    Ирина Макиева, заместитель Председателя Внешэкономбанка:

    - На три города Тольятти, Нижний Тагил и Сокол выделяются средства федерального бюджета в объеме 2,5 млрд рублей. Дополнительно за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ будет выделено свыше 15 млрд на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов в городах Тольятти, Нижний Тагил и Сокол.

    В Тольятти будет профинансировано создание IT-парка "Жигулевская долина", увеличен объем финансирования предприятий по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов.

    Минэкономразвития прорабатывается вопрос о создании особой экономической зоны в г. Тольятти.

    В Нижнем Тагиле будут профинансированы мероприятия по модернизации очистных сооружений для создания химического кластера. Это создаст условия для строительства двух предприятий - завода по производству метанола и производства литейных смол. Финансирование также будет направлено на реконструкцию транспортной инфраструктуры в целях развития логистического центра.

    "Якорным" проектом города Сокол является строительство сокольского плитного комбината. Городу также будут предоставлены бюджетный кредит и субсидии на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Это позволит осуществить реконструкцию ДОКа, Сухонского ЦБК, а также построить фабрику "Вологодская бумажная мануфактура".

    Данные проекты являются вторым этапом создания индустриального парка "Сокол".

    2 апреля рабочая группа рассмотрела мероприятия и параметры финансирования по следующим проектам городов: Набережные Челны (Республика Татарстан), Камские Поляны (Республика Татарстан), Байкальск (Иркутская область), Гуково (Ростовская область).

    После рассмотрения рабочей группой решение по проектам принимает Комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова.

    Структура моногородов

    Поделиться