05.04.2010 23:35
    Поделиться

    Объем незавершенного строительства по федеральным аэродромам на конец 2009 года составил более 50 млрд рублей

    Необъятны просторы нашей Родины, до иных мест только самолетом можно долететь. Растет поток авиапассажиров за рубеж. Готова ли к растущему спросу на воздушные перевозки наша аэродромная инфраструктура? Увы, у нас в России практически отсутствуют взлетные полосы, соответствующие международному уровню. А почему? Наверное, некому заниматься у нас этим вопросом, а кто должен, у того руки не доходят.

    Объем незавершенного строительства по федеральным аэродромам на конец 2009 года составил ни много ни мало более 50 млрд рублей. Только за последние годы он вырос на 30 млрд рублей. Чтобы ввести эти объекты в эксплуатацию, потребуются дополнительно немалые деньги.

    Для решения вопросов хозяйственного ведения имуществом аэродромов федерального значения в 2001 году распоряжением Правительства РФ создана специализированная организация - Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП "АГА(А)"). Последнее время ее возглавляет Андрей Тимочкин.

    Основные задачи, поставленные перед ФГУП "АГА(А)", - это вовлечение в хозяйственное ведение государственного имущества, не подлежащего приватизации, и реконструкция аэродромов с целью приведения их в соответствие с действующими нормативными документами. Задачи масштабные. Интересно, как они решаются?

    Объем незавершенного строительства по федеральным аэродромам на конец 2009 года составил ни много ни мало более 50 млрд рублей

    Если открыть Интернет, то можно найти немало информации о выставочной, представительской деятельности главы предприятия, связанной, вероятно, и с привлечением инвесторов. В прошлом году Андрей Тимочкин участвовал в международной конференции "ЕВРАЗИЯ" в Мюнхене (Германия) с докладом "Существующие и будущие конкурентные преимущества российских аэропортов". На форуме "Россия - США: "перезагрузка" отношений" в Чикаго (США) он заглянул в "Будущее российских аэропортов"; на МАКС-2009 в Москве он представил "Концепцию развития аэропортовой (аэродромной) сети до 2020 года" и так далее. Этот год начался с командировки на международную выставку по логистике и транспорту в Париже. Не спорим, руководителю такого ранга это полезно. Однако нас больше интересуют горизонты развития аэродромной сети. Уже сегодня государство выделяет немалые деньги на модернизацию и реконструкцию аэропортов. Вот только информации о вводе объектов в эксплуатацию после масштабной реконструкции нам найти не удалось.

    По данным бухгалтерской отчетности, за последние два года увеличения активов за счет каких-либо введенных в эксплуатацию основных средств, в том числе после завершения реконструкции, также не наблюдается. Конечно, можно объяснить эту ситуацию отсутствием льготы по налогу на имущество. Однако не все так однозначно.

    После внесения изменений в статью 376 части второй Налогового кодекса Российской Федерации ФГУП "АГА(А)" получит возможность увеличивать балансовую стоимость имущества, находящегося у него в хозяйственном ведении, т.е. налогооблагаемую базу для уплаты налога на имущество. Вероятно, тогда и будут введены в эксплуатацию все объекты незавершенного строительства ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".

    А объем незавершенного строительства по федеральным аэродромам на конец 2009 года составил более 50 миллиардов рублей. При этом основной рост "незавершенки" (более 30 млрд рублей) возник в последние годы.

    Проверки показали, что при реализации некоторых заключенных госконтрактов были допущены значительные нарушения Градостроительного кодекса и постановления Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".

    В частности, в проектной документации не всегда выделялись пусковые комплексы, и как следствие государственные контракты заключались на отдельные виды работ без формирования законченного пускового комплекса для ввода в эксплуатацию объекта.

    Не на все объекты, включенные в федеральные целевые программы (ФЦП) "Развитие транспортной системы России (2002-2010 гг.) подпрограмма "Гражданская авиация", оформлялись акты приемочных комиссий и получались разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

    По многим из объектов в актах проверок незавершенного строительства надзорными организациями отмечены факты низкого качества работ, дефекты, нарушения технологии строительства, отступления от проектной документации, даже при реконструкции таких значимых аэродромов, как Сочи, Геленджик, Ростов-на-Дону, Горно-Алтайск и других.

    В настоящее время, по мнению контролирующих инстанций, часть объектов незавершенного строительства эксплуатируются без должного оформления соответствующих документов. Хотя известно, что аэродромы относятся к особо опасным объектам и не могут эксплуатироваться без предъявления реконструированного и построенного Ростехнадзору и оформления официального разрешения на ввод в эксплуатацию.

    Возникает вопрос: возможно ли обеспечить ввод в эксплуатацию объектов незавершенного строительства на гигантскую сумму в 50 миллиардов рублей и в какие сроки?

    По заключению надзорных органов часть объектов "незавершенки", построенных со значительными нарушениями Градостроительного кодекса, должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством. Однако для доведения аэродромных объектов до необходимых требований, вероятно, потребуются значительные дополнительные средства. Возникает вопрос об эффективности использования государственных средств.

    Впрочем, у подрядных организаций нет вопросов к ФГУП "АГА(А)". Если проблемы и возникали, то, наверное, можно было перенести сроки окончания работ и отработку авансов на годик вперед и т.д. Создается такое впечатление, что важнее не построить объект, а "освоить" выделенные бюджетные деньги. В итоге сегодня дебиторская задолженность в ФГУП "АГА(А)" выросла до 3 миллиардов рублей, в том числе остаток по 2008 году - 12 млн рублей.

    Трудно представить, что нынешняя практика расходования госсредств без достижения основного результата по приведению федеральных аэродромов к международным требованиям будет радикально изменена в ближайшее время. Хотя все необходимые полномочия для приведения в порядок российской аэродромной инфраструктуры страны предоставлены гендиректору ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" Андрею Тимочкину.

    В течение последних двух лет актами проверок со стороны Росавиации, Ростехнадзора, прокуратуры, Счетной палаты неоднократно отмечались нарушения в деятельности ФГУП "АГА(А)" как по организации реконструкции объектов, так и по использованию федерального имущества, но выводов никто никогда не делал. Меры считались преждевременными.

    А тем временем возбуждаются уголовные дела по фактам ущерба, нанесенного государству. Подозреваемым по одному из них проходит заместитель генерального директора по строительству ФГУП "АГА(А)" П. Чернухин, который, как указано в постановлении, принял и подписал недостоверные акты выполненных работ, в результате чего государству нанесен ущерб в размере 73 млн рублей. У следствия имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). Уголовное дело в отношении него возбуждено в сентябре 2009 года.

    При проверке хода строительства объекта "Перепланировка с переоборудованием терапевтического корпуса на 520 коек Центральной клинической больницы Гражданской авиации" выявлено, что работы, предусмотренные Государственным контрактом, выполнены не полностью. Выявлено расхождение фактических объемов работ и утвержденного проекта. Результаты контрольного обмера оформлены актом. Один из подрядчиков ФГУП "АГА(А)" нанес ущерб государству в размере более 22 млн руб. По этому факту год назад было возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц, либо в особо крупном размере).

    Государством в рамках федеральных целевых программ затрачены миллиарды рублей на развитие одной из самых важных транспортных составляющих - аэропорты. Однако получить желаемый результат пока не удается. Вероятно, придется приложить значительные усилия, чтобы не потерять сделанное и многое начать сначала. Незавершенное строительство - это фактически незаконченная реконструкция аэродрома, не позволяющая его эксплуатацию.

    Поделиться