31.03.2010 23:45
    Поделиться

    Платежи за участие в аукционах по золотоносным участкам оказались неподъемными для якутских артелей

    Разовые платежи за участие в аукционах по золотоносным участкам оказались неподъемными для артелей

    Март стал для якутских золотодобытчиков месяцем несостоявшихся торгов. Из 15 объявленных аукционов результативными оказались только два.

    В трех случаях аукционы не состоялись в связи с отсутствием заявок, еще в трех к торгам было допущено только по одному заявителю, а в семи - ни одного. Из двух месторождений, которые обрели хозяев, одно россыпное, другое рудное. Все тринадцать "непристроенных" участков - россыпи. На них традиционно претендуют старательские артели. Этой весной они споткнулись об административный регламент по организации проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами. Единственный недропользователь, выигравший конкурс на россыпное месторождение, - это не артель, а московское предприятие, сравнительно недавно занявшееся золотодобычей.

    - Документ был принят министерством природных ресурсов РФ летом прошлого года, но вплотную золотодобытчики столкнулись с ним только сейчас, - рассказывает руководитель Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) Геннадий Наумов. - При этом срезавший многих регламент не содержит каких-либо совершенно новых требований. В нем собраны воедино уже существующие, но до сих пор разбросанные по разным документам нормы.

    Тем не менее старатели сетуют: сделали все, как положено, но неожиданно не были допущены к участию в аукционе. В чем же дело?

    Регламент принципиально отличается от прежнего порядка тем, что все требования в нем прописаны с точностью до запятой, гораздо более четко определено каждое понятие и действие. Вот эта детализация и стала для золотодобытчиков камнем преткновения. Например, раньше подтверждением наличия технических средств могла считаться справка, подписанная руководителем предприятия. Теперь нужны свидетельства на технику и документы о государственной регистрации транспортных средств. Если артель использует не свои, а привлеченные машины и механизмы, значит, таким же образом должно быть подтверждено их наличие у организации-владельца.

    Определен объем финансовых средств, которые признаются достаточными для ведения деятельности. Эта сумма должна в два раза превышать размер стартового платежа, вносимого претендентом. Раньше в качестве доказательства финансовых возможностей принимались гарантии банков. Теперь предприятие, не имеющее достаточных собственных средств, должно предоставить реальный договор займа (а не соглашение о намерениях), подтвержденный данными о том, что кредит уже получен либо кредитор действительно располагает указанными в договоре средствами.

    Несоблюдение этих требований стало наиболее типичной ошибкой потенциальных участников аукционов. Показательно, что предприятия с опытом работы в рамках федерального закона №94 регламент освоили сразу. Это продемонстрировали немногочисленные примеры нынешнего года и результаты прошлогодних торгов.

    В 2009-м в соответствии с регламентом проводились аукционы по углеводородам, но участники там были совсем другие - солидные предприятия с серьезными юридическими службами. А вот у старательских артелей грамотной юридической поддержки не оказалось.

    Специалисты Якутнедр считают, что нынешняя ситуация вскрыла низкий уровень культуры производства и организации работы во многих артелях. Впрочем, неготовность золотодобытчиков к ужесточившимся требованиям объясняется не только этим. Все уже привыкли к повышенной заботе государства о малом бизнесе, которая включает в себя информационную поддержку. И старатели не без оснований считают, что имеют право не столько на послабления, сколько на помощь в виде своевременных разъяснений.

    Участки, работу на которых планировалось начать через год-полтора, остались без недропользователей

    Кроме того, у золотодобытчиков свое мнение по финансовому вопросу. Речь идет о стартовом размере разового платежа, который должен быть внесен участниками до аукциона.

    В прошлом году министерство природных ресурсов России приказом утвердило методику определения стоимости стартового платежа. Сделано это для того, чтобы исключить субъективность и коррупцию, навести порядок. Определено, что сумма зависит от геологической изученности объекта, цен на предмет добычи в течение шести месяцев до объявления аукциона, расстояния от месторождения до населенных пунктов, дорог и линий электропередачи. Чем ближе цивилизация и выше цена полезного ископаемого, тем больше стартовый размер разового платежа.

    Вроде бы все правильно, но сразу возникли проблемы с определением цены золота, которую необходимо заложить в расчет. Росстат такого мониторинга не ведет, поэтому Роснедра вынуждены были объявить конкурс среди организаций, способных дать объективную оценку. На это ушло немало времени. В результате аукционы по месторождениям золота были объявлены только в предновогодние дни.

    А когда конкурсы начались, золотодобытчики обнаружили: участки оказались намного дороже, чем ожидалось. Нынешние разовые платежи сравнивают с теми, что были в 2008 году, так как в 2009-м аукционы по месторождениям золота не проводились. Право на борьбу за некоторые золотоносные участки подорожало в сто раз. Многие добывающие предприятия и артели от борьбы за них сразу отказались.

    Геннадий Наумов отмечает, что резкое удорожание произошло не повсеместно, а лишь в отдельных случаях. При этом остаются объекты, по которым разовый платеж невелик - от 30 до 400 тысяч рублей. Однако, по мнению специалистов, такие участки бесперспективны либо могут быть интересны лишь совсем маленьким артелям с объемом добычи 20 - 30 килограммов металла в год.

    Конечно, для крупных компаний не составит труда выложить за участие в аукционе десятки миллионов рублей. В худшем положении оказались предприятия среднего уровня. Допустим, артель хочет получить участок, по которому разовый платеж составляет 30 миллионов рублей. В соответствии с административным регламентом к этой сумме надо прибавить еще 60 миллионов. Итого - к конкурсу потенциальный недропользователь должен подойти, имея на счету как минимум 90 миллионов рублей. А там уж как повезет, поскольку неизвестно, сколько будет сделано шагов аукциона.

    Артели начинают подготовку к промсезону с поиска заемных средств на свои нужды, и им совсем не хочется отдавать изрядную долю кредита на аукцион, а просить в долг "с запасом" нереально. Поэтому артельщики считают: старательство при таких разовых платежах сойдет на нет. Старые участки иссякнут, а новые богатые залежи далеко не всем по карману.

    И нет никакой гарантии, что месторождения, не доставшиеся скромным артелям, заинтересуют крупные компании, привыкшие к большим масштабам. Между тем опыт прошлого года показал, что средние предприятия - самые надежные. Именно они, разрабатывая россыпи, добыли золота больше планового уровня, в отличие от некоторых флагманов отрасли, работающих на рудных месторождениях.

    Нынешний "парад отказов" может отрицательно сказаться не только на судьбе старательства, но и на ближайших перспективах золотодобычи в целом. Участки, работу на которых планировалось начать через год-полтора, остались без недропользователей. Теперь эти россыпи из перечня 2009 года Роснедрам предстоит сначала внести в перечень 2010-го, и только после этого возможно проведение повторных аукционов. Произойдет это лишь во втором полугодии. И не факт, что история не повторится.

    Поделиться