31.03.2010 23:10
    Поделиться

    Мария Городова: Увидеть вечность можно лишь сбросив немощи и грехи

    Увидеть вечность можно лишь сбросив немощи и грехи

    Радость встречи с Творцом затмевает и боль, и болезнь, и страх смерти.

    "Давно обратила внимание: на Пасху народ валом валит в церковь - любят у нас праздники..." Из письма Натальи Ивановны Т.

    Здравствуйте, Наталья Ивановна! В храмах на Пасху людей действительно много, и дело тут не в любви к праздникам вообще. Еще во втором веке христианский писатель и богослов Тертуллиан заметил, что душа человека по природе своей христианка. Вот и тянется она в светлый праздник Воскресения Христова к своему Творцу. Вот и ликует от того, что распятый и принявший крестную смерть Христос воскрес. Вот и откликается на эту радостную весть, отвечая "Воистину воскрес!" Кстати, Тертуллиан считал, что свидетельствование души о своем Создателе - главнейшее доказательство существования Бога. Вот что он писал в своем труде "Апологетик" (апологетика - это обоснование христианства при помощи рациональных доказательств): "Хотя душа заключена в тело, как в темницу, хотя она помрачена извращенными учениями, хотя она лишена бодрости благодаря страстям и похотям, хотя она рабски служит ложным богам; однако, когда приходит в себя, освободившись как будто от опьянения или сна или какой-либо болезни, и делается снова здоровою, то произносит имя Бог, и одно только это имя, так как истинный Бог действительно есть един... Душа свидетельствует о Нем. О, свидетельство души, по природе христианки!"

    Будешь только Ты

    Вот это свидетельствование души о существовании Бога, считаемое богословами доказательством рациональным, точнее всего, как это ни парадоксально, излагают для нас поэты.

    1912 год, апрель. Осип Мандельштам. Гениальный поэт гениально точно запечатлел состояние искания Бога. Вчитайтесь, через столетие к нам летит высокий чистый голос поэта, летит и попадает в наши сердца. Попадает, потому что и нашей душе знакомо это состояние отделенности от Господа, неясное, но мучительное томление творения по своему Творцу.

    Образ твой, мучительный и зыбкий,

    Я не мог в тумане осязать.

    "Господи!" - сказал я по ошибке,

    Сам того не думая сказать.

    Божье имя, как большая птица,

    Вылетело из моей груди!

    Впереди густой туман клубится,

    И пустая клетка позади...

    А вот иное состояние души - состояние встречи со своим Создателем. И радость этой встречи так велика, что она затмевает и боль, и саму болезнь, и страх смерти. Юрий Галь, 1944 г., потрясающий по правде, простоте и силе стих:

    Я изойду счастливыми слезами.

    Меня не будет. Будешь только Ты.

    Ужели нет преграды между нами?

    Из всех препон последние сняты?

    О, Господи! Мне плоть моя любезна,

    А плоть горит. Но слезы не о ней.

    Ты мне сказал, что впереди не бездна,

    А сплошь сиянье благости Твоей.

    В слезах, в жару, прикованный к постели,

    Я в первый раз беседую с Тобой.

    Тебе ли мне не верить? При Тебе ли

    О плоти сетовать, о Боже мой?

    Юрию Галю было отмерено всего двадцать шесть лет: в двадцать, не воспользовавшись бронью, данной по болезни, добровольцем ушел на фронт. Немецкий плен, потом наши лагеря. Короткая жизнь, совсем немного стихов, и вот этот прорыв в вечность. Прорыв, запечатленный для нас - чтобы мы знали: Господь не оставляет нас на краю бездны, Он с нами.

    Бывают и другие свидетельствования об обретении Бога. Помните, "Рассвет" Пастернака из "Доктора Живаго"?

    Ты значил все в моей судьбе.

    Потом пришла война, разруха,

    И долго-долго о Тебе

    Ни слуху не было, ни духу.

    И через много-много лет

    Твой голос вновь меня встревожил.

    Всю ночь читал я Твой Завет

    И как от обморока ожил...

    Перечитайте строчки этого стиха, такие стремительные, будто от радости сбивается дыхание - это ликование твари, узревшей своего Творца! Восторг образа, который - наконец-то! - обрел свой Первообраз.

    Ночная смена

    А вот иное состояние души - состояние благоговения перед величием Господа. Александр Солодовников, "Ночь под звездами":

    Свершает ночь свое Богослуженье,

    Мерцая движется созвездий крестный ход.

    По храму неба стройное движение

    Одной струей торжественно течет.

    Едва свилась закатная завеса,

    Пошли огни, которым нет числа:

    Крест Лебедя, светильник Геркулеса,

    Тройной огонь созвездия Орла...

    Гимн, повествующий о том, как звезды сослужат Господу во время Небесной Литургии:

    Обходят все вкруг чаши драгоценной

    Медведицы...

    Таинственно она

    В глубинах неба, в алтаре вселенной

    Векам веков Творцом утверждена.

    Но вот прошли небесные светила,

    Исполнен чин, творимый бездны лет,

    И вспыхнуло зари паникадило,

    Хвала Тебе,

    явившему нам Свет!

    И после этого торжественного гимна Господу следующая строчка, внезапная, как удар. Такая, что от неожиданности перехватывает дыхание. Такая, что не можешь сдержать слезы. Это строчка даты и места рождения стиха: "1940 г., Колыма, ночная смена".

    Оказывается, стихи хваления Господа слагались на молибденовых рудниках. Именно слагались: как известно, заключенным не давали бумаги, и стихи сначала слагали, а потом многократно повторяли про себя, заучивая наизусть - это был единственный способ сохранить их для потомков. Они дошли до нас, эти хваления величию Бога. А сам Александр Солодовников - разве не чудо! - не просто выжил в сталинских лагерях (в 56-м он был реабилитирован), а дожил до 81 года и отошел ко Господу в 1974-м, оставив нам два стихотворных сборника, один из которых так и называется: "Слава Богу за всё"!

    Из пелены

    А вот еще одно свидетельствование - тоже нашей современницы, Сони Шаталовой. Может, строчки не столь совершенны, но тоже рвущиеся из сердца: "Я не одна!" Когда будете читать, помните, что стих написан девочкой в 8 лет, страдающей тяжелой болезнью и не умеющей разговаривать.

    Мне почему-то вволю не даётся

    Ни пищи,

    Ни приятных дел,

    Ни встреч.

    Я вовсе не капризна

    Мне роскоши и праздников сплошных

    Не надо.

    Хотелось бы лишь есть три раза в день -

    Не разносолы, нет, простую пищу.

    Но и её так не хватает!

    Хотелось бы общаться

    С хорошими людьми.

    Но не умею -

    Аутизм мешает.

    С нелепым поведением,

    со страхами, немая -

    Кому я интересна?

    Кому же я нужна?

    И руки неумелые, и воли лишена -

    Вам стало жаль меня?

    Не надо!

    Со мной Господь, я не одна!

    Со мной и мама, и сестра,

    И даже папа помогает,

    Хотя и верит не всегда.

    Мне Батюшка сказал:

    - Твоя болезнь

    Тебе сейчас во благо.

    Должна пройти ты этот путь.

    Терпи, лечись и главное - молись.

    Настанет день, ты обретешь свободу,

    Лишь с Богом будь.

    Так Он же в сердце!

    Он заполняет грудь!

    Мне вам шепнуть

    Те главные слова?

    - Помилуй, Господи.

    С Тобой я не одна!

    Об этой страшной болезни - аутизме лучше всего расскажет сама Соня. Благодаря её мужеству и таланту, нам открывается то, что происходит в душах этих "детей дождя".

    О, дар бесценный в звуки облачать слова

    В союзе сути и звучанья! 

    Но я...

    Мне больно! Господи, Ты слышишь? Больно!

    Как долго длится немота!

    Как бесконечен океан молчанья!

    И вот уже - и вольно и невольно -

    Забралась в душу темнота.

    Устала ждать.

    И на свободу

    Из плена черепа слова устали рваться.

    Тоска диктует сердцу непогоду.

    Но неужели я готова мраку сдаться?

    Принять в судьбу, найти в нём

    позитив,

    Жить, в мелодраму бурю

    обратив?..

    Ну, нет, спасибо.!

    Господи, Ты слышишь?

    Я боль перетерплю.

    Я человек, не зверь.

    И голос мой тюрьмы разрушит крышу,

    И в полнозвучный мир откроется мне дверь.

    И, наконец, настоящий шедевр религиозной поэзии. Конечно, четырнадцатилетняя Соня Шаталова, девушка со страшным диагнозом "ранний детский аутизм", в первую очередь описывает космос своих переживаний. Как и все аутисты, Соня живет в пучине своих страхов, и стихи для нее не просто способ общения с нами, но и побег из "тюрьмы немоты", "дверь в полнозвучный мир". Стих "В пелене" о трудностях этого прорыва. Но не только. Как это бывает с настоящей поэзией, стих выводит нас на иной уровень обобщения. Он по сути о неизбежности Воскресения, хотя в нем нет прямого упоминания Бога. Но, по-видимому, Господь дарует способность прозревать главное не только богословам.

    Помните, Евангелие рассказывает, как в воскресный день, на рассвете, ученики Иисуса пришли к пещере, где был погребен Спаситель, и не нашли там Тела Христа: камень, закрывавший вход в пещеру, был отвален, гроб был пуст и на земле лежали пелены - знак освобождения Христа от пут смерти. Произошло главное событие в истории человечества - Христос воскрес, Своим Воскресением и нам даровав возможность жизни вечной. Вчитайтесь в стих Сони - он про нас. Ведь каждый из нас заключен в свои пелены: в пелены болезней или немощей, в пелены наших грехов, нашей черствости, в пелены эгоизма... И для того чтобы шагнуть в вечность, надо для начала вырваться хотя бы из этих пут. Итак, Соня Шаталова, 14 лет, "Из пелены". Стих, написанный на уроке алгебры - талант ведь тоже свидетельствование присутствия Бога в нашем мире, не правда ли?

    Не жди, не гадай и не бойся,

    В крови уже есть ответ.

    Чужие неясные свойства -

    Откуда и чей привет?

    Так странно смешалось и глупо:

    Готовый взорваться вулкан -

    Не кот на цепи у дуба -

    Сошедший с ума ураган.

    Но так уже прежде бывало:

    Рвалось полотно пелён,

    И я из себя прорастала

    Сбегая из плена времен.

    Москва, 2007 г.

    Уважаемые читатели!

    Мы ждем ваших откликов на публикации Марии Городовой.

    Адрес:125993, Москва, ул. Правды, д. 24, "Российская газета".

    Электронная почта Марии Городовой: pisma-maria@mail.ru

    Поделиться