25.03.2010 00:26
    Поделиться

    Светила отечественной реставрации решают во Владимире судьбу первой русской иконы

    Реставраторы восстанавливают первую русскую икону

    Светила отечественной реставрации собрались во Владимире, чтобы окончательно решить судьбу иконы "Богоматерь Боголюбская".

    Национальная реликвия, уникальный памятник мирового значения, подобных которому в мире осталось не больше десятка, древнейший памятник иконописи на территории Северо-Восточной Руси - таков далеко не полный список эпитетов, прозвучавших из уст мэтров в адрес памятника древнерусского искусства, рожденного на Владимирской земле.

    То, что увидели специалисты в феврале прошлого года, директор ВХНРЦ им. Грабаря Алексей Владимиров назвал ЧП колоссального масштаба. В ходе очередной проверки состояния сохранности иконы "Богоматерь Боголюбская" в Успенском соборе Княгинина монастыря специалист Владимиро-Суздальского музея-заповедника обнаружила на ней белые пятна. Комиссия из московских специалистов по реставрации темперной живописи и музея зафиксировала три очага плесени, отставания красочного слоя, шелушения, угрозы осыпей...

    Реставраторы отмечают такую закономерность: чем более почитаема икона, тем больше она страдает от внешних воздействий. А больна она уже ни одно столетие.

    По преданию, именно после перенесения чудотворной иконы из Боголюбовского монастыря во Владимир прекратилась жесточайшая эпидемия чумы 1771 года. В честь этого события был установлен обычай ежегодного принесения иконы в губернский центр и ношение ее по городам и селам. По версии специалистов, именно это привело к тому, что к началу ХХ века живопись памятника оказалась в плачевном состоянии.

    "...Глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя. После первого осмотра нельзя было сказать, сохранилось ли что-либо от этого памятника".

    Таким было заключение специалистов в 1918 году, сделанное при ее постановке на учет Комиссией по сохранению и раскрытию памятников древней живописи под руководством И. Э. Грабаря. С тех пор икона проходила три курса лечения. И пред каждым назначением диагноз ей ставился один - крайне аварийное состояние.

    - Методы укрепления красочного слоя иконы, которые применяли наши первые реставраторы в 20-е годы, мы сегодня не приемлем, но иных тогда не было, - говорит директор ВХНРЦ им И. Э. Грабаря Алексей Владимиров.

    Современные специалисты избегают критических оценок в адрес своих предшественников, потому что понимают: то, что через восемь с лишним веков Боголюбский образ сохранился, уже чудо.

    ...В начале 1990-х годов церковные власти попросили передать икону из музея в Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире. Было очевидно, что живопись древнего памятника не перенесет перепадов температуры и влажности. Поэтому Владимиро-Суздальский музей-заповедник на свои деньги заказал специальную герметичную витрину из особого стекла, которая обеспечивала бы постоянный температурный режим. А через пять лет "Богоматерь Боголюбская" в присутствии специалистов музея-заповедника была перемещена в усовершенствованную витрину, изготовленную в Германии.

    - Когда сдавалась вторая витрина, немцы предупреждали, что ее одной мало, нужно помещение со специальным климатом и специальным осушителем, - напомнил Алексей Владимиров.

    Среди главных причин обострения болезни святыни специалисты назвали замену в храме полов из керамической плитки полированным цветным гранитом, в результате чего был нарушен воздухообмен. При сдаче в эксплуатацию витрины для иконы были разработаны условия поддержания необходимого режима в помещении собора: постоянная работа четырех обогревателей, представленных в комплекте с витриной. Но уже в конце 2008 года из экономии вместо четырех здесь работало только два.

    Решение реставраторов было однозначным - вернуть икону из действующего храма в фонды музея-заповедника. 4 июня прошлого года памятник был перенесен в отдельное помещение в Палатах музея. И сегодня она хранится в горизонтальном положении при температуре воздуха 18-19 градусов по Цельсию и влажности 49-50 процентов, а за ее сохранностью следят ежедневно.

    Столичные специалисты приняли единогласное решение - "Богоматерь Боголюбская" останется во Владимире. А реставраторы будут приезжать сюда и работать вахтовым методом группами по 2-3 человека. Для спасения иконы разрабатывается специальная методика.

    Насколько затянется процесс лечения, ответить никто из специалистов не взялся. Однако на вопрос, вернется ли икона на прежнее место, в храм, директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника, на балансе которого она находится, Алиса Аксенова ответила твердо: вернется, если для нее будут созданы необходимые условия.

    Кстати

    Создание иконы связывают с преданием о явлении Богородицы князю Андрею Боголюбскому во время его моления близ устья реки Нерль в 1155 году. Написанная около 1158 года по повелению князя Андрея, Боголюбская икона Божьей Матери считается первой иконой, написанной на Русской земле.

    Поделиться