23.03.2010 00:44
    Поделиться

    Обороты "Яндекс. Деньги" и WebMoney в 2009 году выросли на 40%

    Рынок электронных денег в России демонстрирует высокие темпы роста

    Объем рынка электронных денег в России в 2010 г. вырастет в два раза по сравнению с показателем 2009 г. Такой прогноз представил на прошлой неделе председатель совета ассоциации "Электронные деньги" (АЭД) Виктор Достов.

    По оценке ассоциации, число россиян, воспользовавшихся "электронными кошельками" в 2009 году, составило около 20 млн человек, а суммарный оборот отрасли превысил 40 млрд рублей.

    Лидерами российского рынка электронных денег в категории "Интернет-платежи" являются "Яндекс. Деньги" и WebMoney. Их совокупная доля составляет 90% от всего рынка.

    В 2009 году обороты этих компаний выросли на 40% по отношению к 2008 году. Российские пользователи пополнили свои интернет-кошельки в этих платежных системах на сумму более 17 млрд рублей, а общее число активных аккаунтов превысило 2,3 млн.

    Число пользователей рынка электронных денег в категории "мобильные платежи" (за товары и услуги, не связанные с мобильным контентом) в 2009 году составило более 15 млн человек, объем платежей - около 8 млрд рублей. Прирост оборотов компаний в этой категории составил 100%. Крупнейшими игроками рынка являются i-Free, A1, Инфон, Инкор-медиа.

    У другого крупного участника рынка - платежного сервиса QIWI, объединяющего в себе такие категории рынка электронных денег, как "мобильные, терминальные и интернет-платежи", в 2009 году число пользователей превысило 6 млн человек, а оборот составил более 11 млрд рублей, что в 2,5 раза больше, чем показатели предыдущего года.

    По данным АЭД, в 2009 году произошло значительное расширение спектра товаров и услуг, расплачиваться за которые стало возможно электронными деньгами. Еще одним важным мотором развития рынка электронных денег стало взаимодействие с банковскими продуктами (возврат кредитов, выпуск виртуальных карт и т.д.), заметно выросли продажи электронных билетов.

    По мнению экспертов, подобные тенденции свидетельствуют о том, что электронные деньги завоевывают массового пользователя. Активное присутствие таких западных платежных систем, как PayPal, MoneyBookers и UCash, свидетельствует о зрелости и перспективности российского рынка электронных денег.

    Важным событием для рынка электронных денег, по словам Виктора Достова, стало принятие Федеральных законов N 103-ФЗ и N 121-ФЗ ("О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами").

    "Эти законы, - говорит Виктор Достов, - изначально ориентированные на прием наличных платежей через платежных агентов, тем не менее оказали большое влияние на рынок в целом. Прежде всего это первые российские законодательные акты, в которых вводится и специально регулируется понятие розничного платежа, в том числе и электронного. Также принятые законы вносят ряд изменений в другие акты, в частности, сильно упрощают проведение небольших (до 15 тыс. руб.) платежей, что позволяет увеличить доступность финансовых услуг, расширить их спектр и заметно снизить долю наличного оборота в пользу электронных инструментов платежа".

    Важными событиями в процессе регулирования отрасли электронных денег стало создание концепции закона о Национальной платежной системе и начало работы над законом об электронных деньгах. По мнению участников ассоциации "Электронные деньги", законодательство, учитывающее мировой опыт и деловую практику, может стать мощным толчком к развитию высокотехнологических платежных инструментов.

    Еще одним немаловажным фактором, способным повлиять на активное развитие рынка электронных денег, по мнению президента Национального партнерства участников микрофинансового рынка Михаила Мамуты, является задача финансового регулирования и финансового надзора:

    - Иногда говорят, что задача финансового надзора состоит в том, чтобы либо стимулировать развитие того или иного рынка, либо, наоборот, подавить развитие. Но на самом деле это не задача, это следствие, которое возникает в силу неправильного проведения надзора. Одна из приоритетных задач всего регулирования - создать такие условия, чтобы развитие рынка электронных платежей происходило более быстрыми темпами, и в то же время было безопасно для потребителя.

    Поделиться