23.03.2010 00:45
    Поделиться

    Банки Воронежа навязывали клиентам незаконные условия

    Горожане все чаще жалуются в Роспотребнадзор на действия кредитных организаций: просят проверить, правильно ли начисляются проценты на просроченную задолженность.

    Банковские услуги в регионе оказывает 31 юридическое лицо. Из них 27 зарегистрированы за ее пределами области. Как правило, жители имеют дело с представительствами и филиалами столичных банков.

    - Ситуация в сфере банковского обслуживания вполне удовлетворительная, - отметил руководитель воронежского управления Роспотребнадзора Михаил Чубирко. - Но граждане активны. В 2010 году поступило уже семь обращений, связанных с начислением процентов по вовремя не выплаченному кредиту. Две жалобы были признаны обоснованными. Наши проверяющие установили вопиющий факт - взимание неустойки за досрочное погашение кредита, а также незаконное взимание комиссии за открытие и ведение ссудного счета. Кроме того, в договорах с клиентами эти организации указывали, что иски о защите прав потребителя можно предъявлять к ним только по месту нахождения банка - в Москве. Хотя по закону истец сам решает, где ему удобнее подать заявление.

    Банковские услуги в области оказывает 31 юридическое лицо. Из них 27 зарегистрированы за ее пределами

    Оба банка-нарушителя оштрафованы на общую сумму… 20 тысяч рублей.

    Количество жалоб в Роспотребнадзор на действия кредитных организаций с годами растет. В 2007-м их было всего 19, в 2008-м - почти вдвое больше - 35, в 2009-м - 38. Сигналы от потребителей становятся поводами для внеплановых проверок и административных расследований. Подозрения на неправомерные действия банков подтверждаются не всегда.

    Но считать это однозначным показателем благополучия нельзя. Ведь многие заемщики пассивны и не настроены "связываться" с крупными финансовыми структурами. Более того, не все внимательно читают свои кредитные договоры. А в подобных соглашениях иной раз встречаются условия, ущемляющие права потребителей. Так, филиал одного из столичных банков начислял проценты за просрочку платежа, если тот выпадал на праздничный или выходной день. Чтобы искоренить это нарушение, с которым сталкиваются, очевидно, все заемщики банка, воронежские сотрудники Роспотребнадзора подали иск в защиту неопределенного круга лиц. Он находится на рассмотрении в Москве. В филиале другого финансового учреждения клиентам не выдавали график погашения кредита и брали комиссию за полное досрочное погашение кредита.

    - Был случай: по условиям договора платежи по кредиту принимались через специальный терминал. Техника сломалась, человек заплатить вовремя не смог. И банк расценил это как просрочку платежа, потребовал дополнительных денег, - приводит пример Михаил Чубирко.

    С 17 марта жизнь заемщиков облегчится: банкам запретят в одностороннем порядке изменять срок действия договора с клиентами, величину процентной ставки и комиссионного вознаграждения, а также вводить новые комиссии. Однако устанавливать "плавающие" ставки по-прежнему не воспрещается.

    Между тем

    Одна из воронежских социологических организаций провела опрос 200 жителей города по репрезентативной для Воронежа выборке. Им был задан вопрос: "Как вы считаете, при обращении в банк для получения кредитной услуги с вами поступят по закону?" Утвердительно ответили только 26 процентов опрошенных, отрицательно - 37,5. Остальные высказать однозначное мнение затруднились

    Поделиться