23.03.2010 00:24
    Поделиться

    В институте педагогического образования РАО нарисовали "Социально-профессиональный портрет педагога"

    В институте педагогического образования РАО (ИПО РАО) провели исследование "Социально-профессиональный портрет педагога" и выяснили, как сегодня выглядит российский учитель, что его радует и огорчает.

    Как образно заметил один из лучших учителей России, он - тридцатый ученик в классе. Все, что касается ребят, автоматом проецируется и на него. Всего участвовали в общей части эксперимента 2383 педагога, из них учителей общеобразовательных школ 60%; преподавателей и мастеров техобразования 40%.

    Напомним, в свое время такие исследования проводили МГУ и Институт социологии образования РАО. Но жизнь не стоит на месте, и характеристики учительского корпуса меняются. К примеру, как следует из доклада МГУ, средний возраст учителя в 2005 году был 43 года, а сейчас - 47 лет. Средний возраст преподавателей профессиональных учебных заведений и мастеров еще выше - 50 лет.

    В школе стало больше мужчин-педагогов. В 2005 году их было 7 процентов, а сейчас - в среднем 13. Но эта цифра касается рядовых учителей. Среди директоров школ мужчин намного больше. Поддержка учительской молодежи, которая в последние годы идет особенно активно, дала хорошие результаты. Выпускники вузов сейчас охотнее идут в школу. Если пять лет назад молодые специалисты с опытом работы до 10 лет составляли 13 процентов от числа всех педагогов, то к 2010 году - не менее 18 процентов. А если учитывать еще педагогов в системе профтехобразования, то 30 процентов.

    В 2005 году высшее педагогическое образование имели 68 процентов учителей, сейчас таких - 82 процента.

    Что больше всего беспокоит учителей и мешает продуктивной творческой работе? На первом месте, по данным ИПО РАО, - слабое техническое обеспечение учебного процесса. На втором - низкая зарплата, на третьем - "постоянное ухудшение контингента", связанное с либеральным стилем педагогической деятельности. Половина учителей считает, что их зарплата должна быть на уровне 30-40 тысяч. Пока что столько получают только педагоги в Москве. В глубинке, даже в тех регионах, где перешли на новые модели оплаты труда, заработок колеблется от 10 до 15 тысяч. А там, где рассчитывают зар плату по прежней схеме, есть оклады по 6-7 тысяч рублей, и для того, чтобы получить хоть какие-то деньги, учитель вынужден работать на полторы-две ставки и вести кружки.

    И тем не менее учителя в целом преданы своей профессии. Большая часть педагогов (48 процентов) отметили, что будут плодотворно трудиться, как и ранее, еще 36 процентов (в основном - молодежь) планируют карьерный рост. Хотят найти работу по специальности, но с более высоким окладом 12 процентов и лишь 4 процента готовы бросить школу.

    Исследование показало: у половины учителей появляются заболевания, связанные с регулярными психологическими нагрузками. 91 процент опрошенных отметили, что работа у них усложнилась, но только 51 процент педагогов признались, что могут при возросшей нагрузке успешно справляться со всеми своими обязанностями. При этом приходится жертвовать отдыхом и личным временем.

    Видимо, такая самоотверженность стала более заметной обществу. Пять лет назад 65 процентов россиян считали профессию педагога непрестижной. Сейчас таких на 15 процентов меньше.

    прямая речь

    Ирина Соколова, профессор, директор Института педагогического образования РАО: В зарубежных исследованиях профессия учителя сравнивается по сложности с профессией летчика. В мусульманских странах учитель - почти всегда мужчина. В Англии в старшей школе работает 53 процента женщин, в Германии - 46, а в России - 80-90 и в начальной школе - практически 100 процентов учителей - женщины. Сфера образования у нас низведена до сферы услуг. Статус учителя фактически становится статусом работника сервисной сферы. Духовный, воспитательный компонент общения с детьми не принимается во внимание при определении профессионального статуса. Не случайно стоит вопрос об изменении статуса учителя, обсуждаются предложения по приданию учителю статуса государственного служащего. Речь может идти также о том, чтобы законодательно защитить право учителя на воспитание как процесс духовно-нравственного характера, а не процесс предоставления "воспитательных услуг".

    Учителя также подняли вопрос о необходимости поддержки и помощи молодому учителю, введении института наставничества.

    Поделиться