18.03.2010 00:40
    Поделиться

    Единая транспортная система России и Беларуси увеличит транзитный потенциал Союзного государства

    В ходе заседания Совета Министров Союзного государства 16 марта рассматривался и "ход выполнения плана мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства на 2008-2010 годы". Это направление сотрудничества важно не только по очевидным географическим причинам, но и потому, что ныне, как известно, создается единое таможенное пространство РФ, Беларуси и Казахстана. Непосредственное же взаимодействие между национальными секторами такого пространства осуществляет прежде всего транспорт упомянутых государств.

    Есть первые стратегические решения в этой сфере. В соответствии с российско-белорусскими договоренностями, как уже писал "СОЮЗ", с 25 февраля нынешнего года на автомобили с белорусскими номерами в России больше не придется оформлять удостоверения временного ввоза. Теперь белорусским автоперевозчикам нужно заполнять только пассажирскую таможенную декларацию. А после того, как Кодекс Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана вступит в силу (предполагается с 2011 года), гражданам Беларуси и Казахстана не нужно будет оформлять в РФ даже пассажирскую таможенную декларацию: автомобилисты стран смогут свободно въезжать в Россию.

    По мнению экспертов Постоянного Комитета Союзного государства, упомянутые российско-белорусские договоренности существенно упрощают перемещение и таможенное оформление автотранспортных средств с обеих сторон. Что, в свою очередь, ускорит развитие не только экономического, но и гуманитарного взаимодействия между Россией и Беларусью. В контексте создания единого транспортного пространства наших стран напомним, что именно через Беларусь возможен кратчайший путь в зарубежную Европу для российских внешнеторговых грузов (см. таблицу). Причем в Беларуси традиционно низкие транзитные тарифы для России. И неудивительно, что еще с 1920-х годов Беларусь была одним из главных внешнеторговых коридоров СССР.

    Сегодня такое транспортно-транзитное преимущество максимально воплощается в перевозках российских энергопродуктов. Основные нефтепроводы из России в Беларусь и далее в страны Балтии: Торжок - Андреаполь (Тверская область) - Великие Луки (Псковская область) - Новополоцк (Витебская область) и Орел - Брянск - Унеча (Брянская область) - Гомель - Полоцк с линиями на Мозырь и далее на Польшу и Украину. Российско-белорусские газопроводы проходят через Смоленскую, Псковскую и Витебскую области. Причем через Витебщину российский газ получают также Калининградский эксклав, Литва и частично Латвия.

    К концу 2010 года будет полностью реконструирован нефтепродуктопровод из России через Полоцк - Витебск на Латвию и латвийский порт Вентспилс. Вдобавок дорабатывается проект ветки от газопровода Минск - Каунас - Калининград на северо-восток Польши. Затем эта артерия может быть продолжена до Германии.

    Гендиректор "Белтрансгаза" Владимир Майоров на днях заявил в Минске: "Белорусская газотранспортная система готова к увеличению транзита российского газа в Калининград по газопроводу Минск - Каунас - Калининград до 2,5 млрд кубометров в год. Рост "газовых" потребностей Калининграда в 2010-2011 годах потребует дополнительной диагностики и замены оборудования на трубопроводе, но в Беларуси такие работы проведены. А в Литве уже построен параллельный отрезок на этом маршруте и планируется создание новой компрессорной станции".

    Все эти работы связаны с растущей заинтересованностью ближайших соседей российско-белорусского Союза в росте импорта российских энергопродуктов именно по упомянутым коридорам. Точнее - в рамках российско-белорусской объединенной транспортной системы.

    Поделиться