Поделиться

    Многоцелевую атомную подлодку нового поколения готовят к спуску на воду

    Многоцелевую АПЛ нового поколения готовят к спуску на воду

    Этот день в КБ и на заводе приближали как могли семнадцать лет. И вот объявлено: 7 мая 2010 года со стапелей "Севмаша" будет выведена головная подводная лодка, построенная по проекту санкт-петербургского КБ "Малахит" и открывающая серию многоцелевых АПЛ четвертого поколения.

    Долгожданное известие пришло в канун Дня моряка-подводника, который отмечают на флотах, военных верфях и в конструкторских бюро завтра, 19 марта. Справедливости ради надо сказать, что вывести из эллинга этот корабль, а он уже получил имя собственное - "Северодвинск", хотели еще в конце прошлого года - к 60-летию завода. Но потом возобладал прагматичный подход - юбилей юбилеем, а в условиях хорошо оборудованного стапельного цеха достроечные работы вести куда сподручнее, чем у открытой набережной, тем более зимой.

    В декабре 2009-го ограничились тем, что заключили соглашение о сотрудничестве и шефских связях между экипажем АПЛ "Северодвинск", городом Северодвинск и коллективом "Севмаша". Таким образом, у военной верфи, где построена большая часть подводного флота СССР и России, в том числе 129 атомных субмарин, впервые появился "свой" подшефный экипаж. По этому случаю его командир, капитан I ранга Сергей Митяев, можно сказать, впервые открыто вышел на публику и отвечал на вопросы журналистов вместе с мэром Северодвинска Михаилом Гмыриным и заместителем генерального директора верфи Василием Угрюмовым.

    Тогда же впервые на публике засветили и сам корабль - правда, лишь в виде подарочного макета. Но и его тут же бросились снимать все посвященные в тему фотокоры и телеоператоры, что вызвало понятную обеспокоенность у генерального конструктора и генерального директора "Малахита" Владимира Пялова. И сам он, и командир экипажа Сергей Митяев на вопросы про новый корабль отвечали уклончиво и только общими словами, хотя к тому времени в открытой печати появилось достаточно много подробностей.

    Достоверно известно, например, что закладка головной подводной лодки по проекту 885 "Ясень" состоялась 21 декабря 1993 года. А следующая за ней и вторая по счету в этой серии, получившая название "Казань", заложена на "Севмаше" только минувшим летом - в канун Дня ВМФ. Это лишний раз говорит о том, как непросто мы шли к восстановлению в России серийного строительства военных кораблей. Чтобы перерывов по 15-20 лет больше не случалось, у России должна быть долгосрочная программа кораблестроения - адекватная мировым вызовам и соразмерная экономическим возможностям государства.

    Этой теме было посвящено специальное совещание, проведенное в Северодвинске с участием президента страны Дмитрия Медведева. Глава государства смог тогда своими глазами оценить положение дел на строительстве двух серийных ракетоносцев проекта 955 "Борей". Как и "Юрий Долгорукий", головной корабль серии, они получили в момент закладки имена собственные - в память о великих русских князьях и полководцах, собирателях и защитниках Древней Руси. Стратегический ракетоносец "Александр Невский" заложен в 2004 году, "Владимир Мономах" - в 2006-м, когда отмечалось 100-летие подводных сил России.

    Там же, в самом большом стапельном цехе, Дмитрию Медведеву показали головной "Ясень". По планам Главного штаба ВМФ, корабль должен быть принят на вооружение в 2011 году. Эта подводная лодка, как уже сказано, относится к разряду многоцелевых. Она сочетает в себе возможности подводных "охотников" типа "Гепард" (проект 971) и подводных крейсеров с крылатыми ракетами типа "Курск" (проект 949А). Основное вооружение - крылатые ракеты повышенной дальности, стартующие из собственных шахт-контейнеров, а также традиционные торпеды, мины и ракетоторпеды, выстреливаемые из торпедных аппаратов.

    По словам Владимира Пялова, весь комплекс нового оружия, в том числе ударного - крылатых ракет, прошел полный цикл испытаний, за исключением пусков с непосредственного носителя. Ожидается, что такие пуски могут состояться уже летом-осенью нынешнего года - после проведения швартовных и ходовых испытаний корабля.

    Еще одна особенность субмарин этого класса - ядерный реактор нового поколения. Вся ядерно-энергетическая установка сконструирована таким образом, что позволяет локализовать теплоноситель первого контура в корпусе моноблока. По уверениям специалистов, это "существенно сокращает возможность поломок и аварийных выходов теплоносителя".

    В планах ВМФ - строительство семи АПЛ этого типа. Вторая по счету (и первая серийная) получила наименование "Казань", шефство над ней и ее будущим экипажем берут руководство и общественность Татарстана. По сравнению с головным второй "Ясень" подвергся серьезной модернизации, поскольку за прошедшие 15 лет серьезно обновилась элементная база комплексов радиоэлектронного вооружения. А кроме того, пояснили "РГ" в пресс-службе "Севмаша", практически завершен переход на оборудование, комплектующие и материалы российского производства, чтобы исключить зависимость от поставщиков из бывших республик СССР.

    Досье "РГ"

    Эксперты, связанные с морским бюро машиностроения "Малахит", утверждают, что длительный период строительства головного "Ясеня" обусловлен не только экономическими трудностями, но и принципиально новой архитектурой корпуса и новым вооружением. Ожидающий спуска на воду "Северодвинск" - двухкорпусная одновальная АПЛ с пониженным уровнем акустического поля. Рубка подводной лодки имеет обтекаемую овальную форму, а прочный корпус разделен на 10 отсеков. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Комплекс вооружения включает сверхзвуковые крылатые ракеты и универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды. Корабль также получил новейшие комплексы связи и навигации. Полное водоизмещение "Северодвинска" - 13 800 тонн, длина - 119 метров, максимальная ширина - 13,5, высота - 9,4 метра. Максимальная глубина погружения - 600 метров. Скорость - до 31 узла. Экипаж - 90 человек, в том числе 32 офицера.

    Поделиться