12.03.2010 00:20
    Поделиться

    "Черный" рынок диких животных сегодня неконтролируем

    На днях жители Швейцарии общенародным голосованием выясняли, нужны ли животным их страны свои адвокаты.

    Пока с учреждением особого института защитников решили повременить. Что же в России? Кто защитит леопарда, которого обнаружили в поселке "Речник", в доме, полуразрушенном ковшом экскаваторов? Или рысь, которая прячется от владельца на помойке, не желая гулять на поводке, будто спаниель? Корреспондент "РГ" провела расследование: что происходит сегодня на рынке диких животных.

    Животная страсть

    Самка леопарда по кличке Клеопатра - самый знаменитый житель печально известного подмосковного поселка "Речник". Дикую хищницу обнаружили во время сноса в доме председателя правления поселка Сергея Бобышева. Но вскоре зверь бесследно исчез. Правоохранительные органы Москвы возбудили уголовное дело по статье 158 части 3 - кража в особо крупном размере. Любовь к дикой фауне может обернуться для Сергея Бобышева шестью годами лишения свободы.

    История Клеопатры многим напомнила о трагедии, разыгравшейся в 1980 году в Баку: семья Берберовых, много лет на диво всей стране державшая в квартире льва и пуму, заплатила за это кровавую цену. Лев Кинг - звезда фильма "Невероятные приключения итальянцев в России" - погиб летом 1973 года, после чего супруги Берберовы решили "усыновить" еще одного львенка. Но то, что удалось им с одним дикарем, не удалось с другим. 24 ноября 1980 года Кинг II пошел на поводу у своих инстинктов - серьезно ранил Нину Берберову и убил ее сына Романа. И лев-убийца, и пума погибли от пуль прибывших милиционеров.

    - Не верьте сказкам - дикое животное никогда не будет домашним, - уверяет сотрудница Московского зоопарка Наталья Истратова. - Он может быть ручным, но это значит только, что он не воспринимает человека как угрозу, и потому вдвойне опасен для него.

    Вылечить захворавшего любимца - целая эпопея. Поэтому не самые состоятельные владельцы крупных "экзотов", наигравшись, пытаются сдать их в зоопарк. Как правило, безуспешно.

    - Животные с "черного" рынка для профессионалов не представляют интереса, - рассказывает Наталья Истратова. - Наша задача - сохранение вида, у каждого обитателя зоопарке есть документы, по которым ясно, кто он, где родился, когда предков изъяли из природы. Поэтому тигр без документов для нас не тигр, и даже вовсе не животное.

    Надоевшие или ставшие опасными игрушки обречены на смерть из-за безрассудства человека. И все же дикий хищник в доме - демонстрация силы, бесстрашия и толщины кошелька - остается мечтой для многих. Мечтой, к сожалению, легкоосуществимой.

    Любой каприз за ваши деньги

    "Консультации и помощь при покупке любых экзотических животных", тут же рядом на электронной страничке - номера мобильных телефонов. Человек- зоопарк по имени Олег на другом конце провода сразу же подтвердил:

    - Любые животные за ваши деньги. Только сегодня могу предложить котят дымчатого леопарда, слышали, наверное, это исчезающий вид. Два котенка по три месяца, туземцы их прямо из леса забрали. 35 тысяч долларов за голову. Тигры есть - амурские - самые редкие и красивые. В природе их почти не осталось, но я вам подгоню без проблем. 20 тысяч - голова. Есть гепарды, но только не младше пяти месяцев - 30 тысяч евро. Они самые дорогие из кошек - очень уж нежные, здоровье слабое. Года три назад я продал гепарда одному питерскому олигарху, четыре месяца он с ним поигрался, а потом зверь издох от воспаления легких - гепарды в саванне живут, а в Питере сами знаете какая влажность.

    Естественно, никаких документов на животное сделка не предполагает. На словах же Олег готов гарантировать все, что угодно: товар свеженький, мохнатенький, а, главное, совершенно безобидный: "Котят дальневосточного леопарда мы забираем у матери буквально в возрасте недели, выкармливаем пипеткой - они совсем ручные. Он потом вырастет, а мозгами так и будет как домашняя кошка".

    История с частным зоопарком, который некий богатей мечтает построить на собственной даче, Олега не удивила. Мало того, как оказалось, такие истории отнюдь не редкость. Александр Осовцов, директор проекта "Открытая Россия", владеет целой коллекцией диких животных. Правда, все животные в подмосковном владении живут совершенно законно - имеют ветпаспорта и все необходимые документы.

    И таких частных и полулегальных зоосадов и зверинцев в стране немало. А теперь предположим, что у парочки тигров в частном владении рождаются котята, к слову, плодятся большие кошки так же часто, как домашние. По сути, судьба приплода полностью в руках владельца. Если содержать самому нет возможности, остается отдать на "черный" рынок. В противном случае - усыпить.

    Еще одна широкая струя, щедро вливающаяся в мутный омут нелегальной торговли - это охота:

    - Зимняя охота на медведей в берлогах у определенного круга людей считается традиционной забавой, - рассказывает журналист Борис Жуков. - А убив спавшую под снегом медведицу, охотники нередко находят и двух-трех медвежат.

    Медвежат, как и котят рыси, потерявших маму по вине браконьеров, на "черном" рынке уже и за экзотику не держат.

    Два чемодана обезьян

    - Сегодня "черный" рынок животных в России - это отлаженная система, - рассказывает Наталья Дронова, эксперт Всемирного фонда дикой природы. - Лет десять назад, когда начиналась мода на домашнюю экзотику, рынок был стихийным - зверей привозили и тут же продавали на Птичьем рынке. Тогда можно было организовать рейд и поймать преступника за руку. Теперь торговля ушла в Интернет. С точки зрения закона, Россия к моде на живую экзотику пока не готова. В нашей стране немало любителей, которые успешно разводят в условиях неволи экзотических животных, это могут быть и крупные попугаи, и мелкие приматы. Однако эта деятельность никак не регламентируется. И на рынке животные смешиваются - больные, здоровые, ручные и дикие. Разводить их - тяжелый труд, выгоднее везти чемоданами. Нарушители, пойманные с живым багажом, нередко отделываются административным наказанием. Их это не остановит - так, производственные издержки, которые заранее закладывают в цену, как и убытки от смерти товара, ведь при перевозке выживает не больше половины. Так что, покупая заморского любимца без всяких документов, нужно понимать, что вместе с одной живой зверушкой вы оплачиваете двух мертвых.

    Чаще всего мигрантами поневоле становятся попугаи и рептилии. "Хит" контрабанды из России - соколы, в том числе и краснокнижные. Есть и сезонные потоки контрабанды, так весной в Россию въезжают чемоданы обезьян:

    - Везут еще совсем малышей, мы с вами их потом увидим у уличных фотографов, - рассказывает Алексей Вайсман, координатор программы по изучению торговли дикими животными TRAFFIC. - Осенью, когда закончится сезон, животных чаще всего просто выбрасывают. Для бизнеса нужен детеныш - ласковый и любопытный, а подросшая обезьяна - зверь агрессивный, с вредным характером.

    "Мы не продаем зверей в частные руки - только в организации, людям, имеющим разрешение и лицензию на работу с дикими животными. Кроме того, вы должны предоставить справку о душевном здоровье от психолога", - такой ответ на письмо о горячем желании купить львят, предложенных невзрачным объявлением на форуме, удивил и очень обрадовал. Но, как оказалось, радоваться рано.

    - Не продавать животных тем, кому просто хочется, - это инициатива конкретного владельца, - объясняет Алексей Вайсман. - Когда-то деятельность по содержанию животного действительно нужно было лицензировать, но эта мера отменена уже лет 8 назад. То есть вы можете, договорившись с частным зверинцем, купить у них леопарда, причем со всеми документами, и поселить у себя на даче - дом охранять. Это касается тех дикарей, кого в просторечье зовут цирковыми - гибриды смешанной породы. Если у вас в спальне - лев, вы должны иметь подтверждение того, что он законно пересек границу или родился уже в России. Когда у вас обнаружили животное с "черного" рынка, придется доказывать, что оно не относится к исчезающим видам - проводить экспертизу ДНК. Но если окажется, что в своей спальне вы поселили настоящего краснокнижного леопарда, - это уже преступление.

    В отношениях человека с диким хищником юридически беззащитными оказываются обе стороны, сетует начальник зооветотдела Росгосцирка Игорь Базаров:

    - Представьте себе еще ситуацию: в городе гастролирует цирк-шапито, в котором выступает артист - дрессировщик хищных животных, подготовивший номер самостоятельно. После выступления хищник убегает из клетки и нападает на человека. Кто-нибудь будет привлечен к ответственности? Я вам скажу - нет. Нет нормативных актов, определяющих права и ответственность владельца и юридического лица, заключившего договор с ним. Нормы техники безопасности - только ведомственные и не везде: квалификацию дрессировщика никто никак не оценивает, и получать лицензию он не обязан.

    комментарий

    Татьяна Скрипник, руководитель отдела разрешительной деятельности и контроля за объектами животного мира Росприроднадзора:

    - Определенные виды животных человек не может держать в частном владении, не имея разрешения. Конечно, это касается в первую очередь организаций - зоопарков и зверинцев, реже - частных предпринимателей. Ходить по домам и искать нелегальных животных мы не можем. Поступает сигнал - разбираемся. Вам предлагают купить с рук дальневосточного леопарда - однозначно, это нарушение. Если торговца живым товаром удастся задержать, то ему придется отвечать по закону.

    Сейчас идут переговоры о том, чтобы при задержании на таможне краснокнижного животного автоматически заводилось уголовное дело. Осенью 2009 года в Домодедово дважды задерживали краснокнижных птиц - соколов-сапсанов и соколов-кречетов.

    Из досье "РГ"

    Примерные цены "черного" рынка:

    азиатская леопардовая кошка - 10 тысяч долларов;

    амурский тигр - 20 тысяч долларов;

    дальневосточный леопард - 20 тысяч долларов;

    дымчатый леопард - 35 тысяч долларов;

    гепард - 30 тысяч евро;

    африканский слон - 120 тысяч долларов.

    Поделиться