11.03.2010 00:49
    Поделиться

    Уральские моногорода готовы бороться за господдержку

    В городах с монопрофильной экономикой проживает пятая часть населения Среднего Урала. В период кризиса для таких муниципалитетов спасательным кругом оказалась федеральная программа, первыми участниками которой стали три города Свердловской области - Нижний Тагил, Каменск-Уральский и Асбест.

    Важно, что сами уральцы не сидели сложа руки в ожидании федеральных денег.

    - В числе первых мы получили помощь во многом из-за того, что своевременно начали своими силами бороться с последствиями кризиса, - подчеркивает заместитель главы администрации Нижнего Тагила Андрей Ларин.

    Уже в феврале прошлого года тагильчане взялись за верстку комплексного инвестиционного плана развития города. Он поделен на три этапа: текущий год отведен на преодоление социальной напряженности, с 2011-го по 2015 год должна быть обеспечена стабилизация положения и, наконец, 2015-2020 годы станут периодом роста.

    Приоритеты нынешнего года - улучшение ситуации на рынке труда и начало диверсификации городской экономики. Доля градообразующих предприятий в муниципальной экономике должна уменьшиться вдвое.

    Начало этой работе уже положено. Только в программе временных общественных работ приняло участие 26 тысяч горожан. По программе "Начни свое дело" прошли обучение сотни тагильчан, в прошлом году авторы лучших бизнес-планов получили 21 денежный грант по 300 тысяч рублей. В 2010 году будет обучено 1000 человек и выдано 100 грантов.

    Одновременно реализуются и другие проекты. Один из них - возведение логистического центра класса "А", первая очередь которого уже построена. Реализовать вторую планируется за полгода - после получения федерального транша. А вот предусмотренный комплексным планом химический кластер успешно создается и без господдержки, за счет местных предприятий.

    Конечно, на финансовые госвливания город все-таки делает главную ставку. А потому представители мэрии активно ведут себя в столичных коридорах власти, оперативно реагируют на замечания и пожелания ведомств по поводу представленных проектов. По свидетельству Андрея Ларина, только в слушаниях на уровне рабочих групп при комиссии первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова тагильчане участвовали четырежды. Рассчитывают и на средства, направляемые по линии Министерства экономического развития РФ на поддержку малого и среднего предпринимательства.

    Как проинформировали в областном правительстве, за первыми тремя городами - получателями целевых денег скоро последуют и другие. Софинансирование предусмотрено в следующих пропорциях: один процент от муниципалитета, пять - от региона и 94 - из госказны. Суммы серьезные. К примеру, Абесту с населением 75 тысяч человек выделено в текущем году около 70 миллионов рублей.

    В этом городе тесно увязывают инвестиционный план с развитием градообразующего комбината. Снижение конкурентоспособности его продукции, во многом обусловленное глобальной антихризотиловой кампанией, заставило комбинат осваивать другие виды производства, к примеру, увеличить объемы изготовления песчано-щебеночных смесей, востребованных в строительстве.

    Другой проект связан с использованием отходов основного производства: из габбро планируется изготавливать минераловатные плиты, обладающие отличными теплоизоляционными свойствами. Пуск нового производства намечен на середину текущего года. Правда, при сметной стоимости в 1,8 миллиарда рублей комбинат инвестировал только 1,2 миллиарда. Оставшиеся 600 миллионов, как рассказала корреспонденту "РГ" начальник отдела по экономике городской администрации Лариса Мелехова, рассчитывают получить в виде льготных кредитов.

    Еще больше заемных средств будет привлечено на реализацию проекта по производству из местного сырья магния и кремния на основе нанотехнологий. Выполнено проектирование, оформлены необходимые согласования, выделен земельный участок под строительство. Действует экспериментальный цех, освоивший производство и запатентовавший опытные образцы перспективной продукции. Но инвестиции учредителей нового акционерного общества ограничились 1,2 миллиарда рублей, тогда как необходимо 13 миллиардов. Только при этом условии в Асбесте появится к 2013 году первая очередь магниевого завода, где будет занято 3,5 тысячи рабочих.

    В ближайших планах также выполнение ряда проектов экологической и социальной направленности - от пуска станции очистки промышленных стоков до строительства спортивно-физкультурного комплекса и четырех детсадов на 440 мест. Но реализацию всех этих планов никак не обеспечить бюджету дотационной территории, какой является Асбестовский городской округ. А кредитные ресурсы все еще малодоступны.

    При гораздо более значительном инвестиционном потенциале аналогичные трудности испытывает Каменск-Уральский. Как рассказали в пресс-службе администрации города, план его развития включает 50 проектов общей стоимостью 70 миллиардов рублей. Его выполнение обещает создание 5000 рабочих мест и сокращение безработицы втрое - пока ее уровень наибольший в регионе. Реализовать проекты можно только используя механизм государственно-частного партнерства.

    Руководство Каменска-Уральского активно продвигает идею законодательно закрепить статус моногородов и формировать их бюджеты по тому же принципу, что и бюджеты ЗАТО, имеющих налоговые льготы. Конечной целью долговременной стратегии развития каменцы считают снижение до 40 процентов доли производства металлургических предприятий, которые сегодня дают 80 процентов общегородского продукта.

    - Мы убедились, что государство готово выделять деньги при условии грамотно оформленного проекта, - рассказал мэр Михаил Астахов.

    Как подчеркнул директор департамента министерства экономики и труда Свердловской области Дмитрий Антонов, при сопоставимых суммах, выделенных федеральным центром на создание в регионе временных рабочих мест в прошлом и текущем годах, теперь моногородам адресовано 43 процента этих денег, а не 28, как раньше.

    Одной из форм их освоения стала поддержка граждан, переезжающих в другую местность в поисках работы. В значительной мере это относится опять же к моногородам: диверсификация их экономики - процесс длительный, людям же нужно зарабатывать на жизнь сегодня. Как подчеркивают в областном мин­экономики, мера эта временная. Значительную часть "местных" мигрантов должна принять столица региона, где имеется порядка 7 тысяч вакансий, не слишком привлекательных для жителей мегаполиса, но устраивающих приезжих из городов, в которых единственное предприятие оказалось на грани остановки.

    Как у соседей

    Первым моногородом в УрФО, чей проект комплексного плана развития территории до 2015 года получил поддержку на заседании рабочей межведомственной комиссии при правительстве РФ, стал южноуральский город Сатка. Карабаш, также значившийся в первом списке претендующих на федеральную поддержку территорий, предзащиту пройти не смог.

    План развития Сатки предусматривает сохранение прежней структуры экономики с опорой на нынешнего собственника. Поэтому одна из составных частей проекта - техперевооружение промышленных производств, с которым удалось плотно увязать стратегию модернизации ЖКХ и инфраструктуры города.

    Однако более перспективной является диверсификация экономики, когда поддержка градообразующего предприятия дополняется шагами по развитию сопутствующих или дополнительных отраслей. Главная задача - уход от "металлургической зависимости". Сегодня доля этой отрасли и связанных с ней производств в Саткинском районе составляет 88 процентов. Этот показатель планируется уменьшить до 47, что обеспечит более гармоничное и устойчивое развитие экономики города.

    К 2015 году пять тысяч рабочих мест предполагается создать в сфере туризма. Развитие различных его видов, собственно, и стало изюминкой проекта: за окрестностями города еще с XIX века закрепилось название "уральской Швейцарии".

    По программе развития малого бизнеса и предпринимательства в Саткинском районе в ближайшие пять лет будет создано 200 предприятий - это около тысячи новых рабочих мест. К 2020 году долю занятых в малом бизнесе планируется довести до 40 процентов.

    Общая сумма проекта превышает 20 миллиардов рублей. Около 2 миллиардов планируется получить из федерального бюджета, 368 миллионов - из областного, более 100 миллионов составит вклад муниципалитета, а свыше 18 миллиардов - частные инвестиции.

    Подготовил Владимир Васин

    Поделиться