11.03.2010 21:49
    Поделиться

    В знаменитой физматшколе новосибирского академгородка решают, как изобретать новое в обществе потребления

    Кто будет изобретать новое в обществе потребления?

    "Мне нужен комфорт, деньги, хорошая одежда - я этого не наелся", - не скрывает Артем Папанов. Ему 17, он талантливый математик, победитель олимпиад, в этом году заканчивает знаменитую физматшколу при Новосибирском государственном университете. Но "корпеть в лаборатории" в будущем не намерен. Он хочет зарабатывать деньги, а не делать открытия, - таких в ФМШ (ныне - Специализированный учебно-научный центр НГУ) большинство.

    А зачем напрягаться?

    Откровенность Артема пугает меня, но не его одноклассников. Они с ним согласны - эти "умницы и умники", интеллектуальная элита будущего российского общества, "сливки" поколения. Ладно, кто-то приехал из райцентра, может, там действительно не хватает каких-то благ цивилизации? Нет, не в этом дело. Ирина Соколова - из семьи ученых, выросла в Академгородке. С детства знала, что будет учиться в ФМШ, а потом - в университете, и лучше - в московском. Этот путь уже прошла ее старшая сестра, которая сейчас работает в крупной международной компании, и Ира мечтает о такой же карьере. Компания занимается не наукой - финансами. "Деньги можно зарабатывать, не напрягаясь", - говорит Артем. Последнее слово - ключевое. Николай Яворский, доктор физико-математических наук и директор СУНЦ НГУ, называет это "перестройкой социальной мотивации": в обществе потребления главное - комфорт.

     - Это очень серьезная проблема, - говорит он. - У нас сформировалось общество потребления, а чего хотят "потребители"? Удовольствий и комфорта. Это теперь главное. В результате инновационные направления мало кого интересуют. Ведь там сложно. Во-первых, тяжело и сложно учиться - физика и математика непростые предметы. Во-вторых, заниматься инновациями нецелесообразно экономически - сколько нужно вложить, прежде чем что-нибудь получится. Вот и не хотят талантливые дети идти в технические науки, их не привлекает что-то новое, их интересуют деньги - мерило успеха. Это катастрофа, можно сказать: ведь развитие общества зависит от того, насколько сильны у нас инновационные и технологические компоненты. Не будет нового - и потреблять будет нечего...

    "Не слишком ли вы любите удобства? А как же счастье научного поиска?", - спрашиваю у будущих выпускников СУНЦ. "После нашего общежития комфорта очень хочется", - отвечает Елена Ехлакова, одна из лучших учениц в классе, в ФМШ ее зачислили без экзаменов, по результатам олимпиады. Елена и еще около 500 одаренных детей из Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, заканчивая среднее образование в СУНЦ НГУ, живут в интернате. Это - два общежития. Одно из них недавно было отремонтировано за счет СО РАН. Там тепло и красиво. На второе денег пока нет, а ремонта не было уже три десятилетия. Там, как говорят дети, "отваливается все что можно". И холодно - чтобы утеплять окна, юным талантам в этом году выдавали… полиэтиленовую пленку. Проблемы не только с теплом, но и с электричеством: когда ученики приходят в общежитие и включают в сеть ноутбуки - вылетают пробки. Это тоже катастрофа, и она для детей гораздо очевиднее, чем катастрофа ментальная, о которой говорит Николай Яворский. Кстати, со слов преподавателей, ноутбуки в общежитиях вообще под запретом (чтобы не играли ночь напролет в игры), нет и телевизора - ни к чему. На взгляд детей, это странно.

    Бедные гении

    …Академики РАН в присутствии корреспондента "РГ" не раз говорили еще об одной проблеме: коммерциализации обучения в самой физматшколе НГУ. Оно стоит денег (родители учеников платят 72 тысячи рублей в год), и, как считает зампредседателя президиума СО РАН Геннадий Кулипанов, теперь в СУНЦ учатся не те, кто этого достоин, а те, кто может платить. В далекие 1960-е, по рассказам академиков, в ФМШ отбирались бедные гении из самых заброшенных деревень, а нынче здесь якобы исключительно обеспеченные новосибирцы. Отсюда - и уровень, и нежелание заниматься наукой. "Чепуха", - отвечает на это Николай Яворский. По его словам, во-первых, родительская плата была в ФМШ с самого начала, с 1963 года, и была не такой уж маленькой - 46 рублей в месяц. А во-вторых, утверждает Яворский, никто и никогда еще не бросил учебу или отказался от поступления в СУНЦ из-за проблем с деньгами: если семья ребенка, который успешно сдал экзамены в школу, малообеспеченная - плату снижают; а если он потом учится на пятерки-четверки - снижают снова. "В результате самые талантливые ребята у нас учатся бесплатно, да еще и стипендии получают, - констатирует Яворский. - И новосибирцев среди учеников - всего двадцать процентов. Но даже если совсем отказаться от родительских денег, к нам не приедут другие дети, с другим уровнем знаний и другой мотивацией, - те, кого мы отбираем сегодня, и есть лучшие - это подтверждают результаты олимпиад".

    Правда, как признает директор, среди учеников СУНЦ все-таки "есть ядро и есть хвост". "Хвост" - это те, кто может скачать реферат из Интернета или, к примеру, позволить себе напиться. Таких отчисляют. Другие преподаватели говорят об этом по-другому: "Раньше мы брали только элиту. А сейчас, из-за демографической ямы - и элиту берем, и то, что пониже, захватываем". Ученики еще категоричнее: "В школе очень много случайных людей. У нас с ними часто происходят конфликты - у них другие цели, они просто хотят весело пожить отдельно от родителей. Ведь проходной балл на экзаменах в школу сейчас - всего десять, а сдаем четыре профильных экзамена. То есть достаточно получить две тройки и две двойки - и ты в ФМШ".

    Неразрешимая задача

    Говорят, проходной балл в школу снижается год от года. Иначе брать будет некого. Справедливости ради заметим, что тройки в СУНЦ соответствуют пятеркам в обычной школе, где физику, по словам ребят, сегодня "преподают на нулевом уровне". В физматшколе, напротив, уровень обучения не изменился с 1960-х: здешние учителя все так же пишут учебники для всей России и все так же радостно потирают руки, придумав сложную задачку и азартно споря между собой: "Сколько народу, думаешь, решат? А кто, по-твоему, решит?". Пока ни разу не было случая, чтобы новую задачку не решил никто, - дети по-прежнему умны и кипят энергией, но времена изменились.

    "Чтобы в обществе было способно производить что-то новое в науке или инновационном бизнесе, мы должны воспитывать творцов. Созидателей, а не потребителей. Должны не пичкать знаниями, а учить быстро думать и быть адекватными, как говорил академик Лаврентьев", - считает Николай Яворский. Задача сложнейшая. Чтобы ее выполнить, учебному заведению, одновременно и элитному, и нищему, нужно помочь. Сейчас СУНЦ - подразделение НГУ, оно лишено даже тех денег, которые сегодня получают от государства обычные средние школы. Нужен специальный статус - статус специализированного учебного заведения при университете. К слову, таких школ, как СУНЦ НГУ, воспитывающих элиту и специализирующихся на естественных науках, в России всего три.

    а как у соседей?

    В Омской области талантливую молодежь поддерживают материально. В прошлом году губернаторские премии (3,5 тысячи рублей) получили 50 ребят, достигших блестящих успехов в учебе.

    Обладателями региональных наград являются также победители Всероссийских и международных олимпиад школьников. Ежегодно только по линии образования более четырехсот школьников и студентов, активно участвующих в научной и общественной деятельности, получают поддержку омских властей. В 2009 году в рамках нацпроекта более семидесяти ребят стали обладателями премий в размере четырех тысяч рублей.

    Кроме того, с 2008 года победителям и призерам всероссийской олимпиады школьников, поступившим в вузы, на протяжении всех лет обучения из региональной казны выплачивается стипендия в размере 1 725 рублей.

    В планах 2012 года - строительство специального лицея для одаренных детей.

    Поделиться