10.03.2010 00:10
    Поделиться

    Выходит новый фильм Леонида Парфенова об Урале - "Хребет России"

    Известный тележурналист Леонид Парфенов несколько раз в интервью с обозревателем "РГ" упоминал свой новый проект - фильм "Хребет России", сделанный в соавторстве с писателем Алексеем Ивановым. Фильм посвящен Уралу. 9 марта была показана первая серия, а всего из - четыре. Леонид Парфенов рассказал о своей новой работе обозревателю "РГ".

    Российская газета: Фильм с новой стороны открывает для зрителя многие вещи. Чего стоят только истории про самовары, огороды, Бабу-ягу. В какой степени для вас лично уральская тема стала открытием?

    Леонид Парфенов: Для меня там много разных открытий. И, может быть, главное - существование великой горнозаводской державы. Я и раньше знал, что она была и сохранились какие-то ее осколки. Но не подозревал, что это настолько грандиозные индустриальные помпеи. Вот попадаешь в поселок Бисер, и полное ощущение, что его хозяева князья Шаховские просто отъехали на время. Все как было при них. Или взять демидовский завод в Нижнем Тагиле, который не разрушен, не стерт с лица земли, а законсервирован. Просто поразительно, что все это живо! И одновременно - горькое чувство из-за того, что эти места подобны непрочитанному посланию. Мало кто, кроме уральцев, их видел или слышал о них. Мы совершили девять экспедиций на Урал, побывали в 112 населенных пунктах. До нас здесь ничего подобного никто не делал. Это странно.

    РГ: Почему повествование, охватившее в фильме четыре с лишним столетия, завершается эпохой советских первых пятилеток и ГУЛАГа? Почему не были затронуты более поздние времена.

    Парфенов: Ельцинские? Но мы залезли бы в актуальную журналистику. Последние десятилетия еще не "отстоялись" в сравнении с временами Демидовых и Строгановых. И потом на Урале все смыслы остались прежние. Это все еще край заводов, которые шумят и небо коптят. Магнитка на том же месте, и происходит с ней то же самое, что и 70 лет назад. А вы думаете, там силиконовые долины? Их там нет. А есть инерция прежних времен. Вроде должна завершиться индустриальная цивилизация, но постиндустриальной и не пахнет.

    РГ: Что вы думаете о сформулированном писателем Алексеем Ивановым (соавтором и соведущим фильма) феномене "уральской матрицы"? Это игра слов или что-то реальное?

    Парфенов: Урал - место встречи Европы с Азией и у него есть свой особый код.

    Но Урал неотделим от страны в целом. Наш фильм - это не рассказ о роли Урала в российской истории. Это рассказ о самой России. Говоря про Урал, можно понять многое обо всей стране. По одной ископаемой косточке можно достроить весь скелет динозавра, а тут не косточка - целый хребет.

    РГ: Если исходить из того, что все судьбоносные встречи в истории Урала пришлись на минувшие эпохи (Европы с Азией, крестьянства с пролетариатом, православия с язычеством, русских с коренными племенами), то какие встречи происходят там сейчас или произойдут в будущем?

    Парфенов: Новая эпоха не началась. Последнее, о чем мы говорим в фильме, - то, что уральские заводы, характер индустриального края не претерпели особых изменений. И неудивительно, что из этой индустриальной мощи вышел тот же Борис Ельцин. Новые встречи на Урале пока не просматриваются. И вопрос о том, какими они будут, относится не столько к Уралу, сколько ко всей стране.

    Поделиться