03.03.2010 00:20
    Поделиться

    Артемий Никитов: Инвестиции в инфраструктуру образования строят экономику завтрашнего дня

    Инвестируя сегодня в инфраструктуру образования, бизнес закладывает экономику завтрашнего дня

    Как привлечь бизнес к сотрудничеству с государством в сфере образования? Что выиграет каждая сторона и какие задачи можно решать с помощью государственно-частного партнерства (ГЧП)? Об этом корреспонденту "РГ" рассказал директор Департамента комплексной координации программ в сфере образования, науки и организации бюджетного процесса Минобрнауки РФ Артемий Никитов.

    Артемий Владимирович, в каких сферах образования ГЧП может быть успешным?

    Привлечение частных инвестиций целесообразно для проектов, требующих серьезных вложений в инфраструктуру. Это строительство, реконструкция, модернизация школ, учебных корпусов и общежитий вузов. Или участие в создании высокотехнологичных объектов, таких, как электронные библиотеки. ГЧП поможет при совместной подготовке кадров, когда на базе частного предприятия открывается учебная лаборатория ссуза или вуза, разрабатываются программы, ориентированные на потребности экономики, а к преподаванию привлекаются сотрудники предприятий. Бизнес получает квалифицированные кадры, а учебное заведение - лаборатории, преподавателей и новые программы.

    Что за интерес инвестору вкладывать, к примеру, деньги в строительство студенческого общежития? Он получает при этом какие-то льготы?

    Нет, ни о каких льготах речи нет. Допустим, вуз решил строить общежитие. Он готовит проект, согласует его в установленном порядке. Дальше общежитие включается в перечень строек и объектов, на которые отпускается государственное финансирование.

    В полном объеме?

    Да, правда, с учетом использования внебюджетных средств. Но в 2007-2008 годах в России даже появился термин "строительная инфляция", когда проект в сметных ценах уже через год становился на порядок дороже. Но раз деньги государство выделяет, стройка продолжается, хотя в замедленном темпе. После чего приходится рассматривать вопрос о дополнительном финансировании. Механизм ГЧП работает иначе. Вуз проводит конкурс на строительство общежития. Появляется инвестор - победитель конкурса, готовый сразу предоставить всю необходимую сумму, построить объект и обслуживать его в течение оговоренного срока. С ним заключается контракт, естественно, по действующим расценкам. Причем инвестору выгодно завершить стройку как можно скорее и наиболее экономичным способом. Это хороший контракт, заключается на много лет вперед. По нему легко строить правильный бизнес-процесс. Государство же выплачивает инвестору те суммы, которые и закладывались первоначально в бюджет, и дополнительно ничего тратить не нужно.

    Многие ректоры считают, что закон о правилах проведения госзакупок, я имею в виду всем известный 94-й закон, тормозит строительство долгосрочных объектов. Каждый год надо проводить новый тендер, который выигрывает тот, кто предложил не лучшее качество, а меньшую цену. Помнится, Минобрнауки предлагало внести поправки в закон в части строительства объектов образования. Удалось что-то сделать?

    Минобрнауки предложило такие изменения в этот закон: возможность проведения двухэтапного открытого конкурса на выполнение НИОКР и производства оценки квалификации участника конкурса с учетом квалификации привлекаемых им соисполнителей, а также создание законодательного механизма привлечения внебюджетных средств при размещении госзаказов на НИОКР. Также целесообразно проработать вопрос о финансировании НИОКР на основе субсидий, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, в рамках реализации ГЧП.

    Какие требования будут предъявляться к инвестору? Или инвестором сможет стать любой, у кого есть деньги?

    Конечно, нет. Например, Федеральным законом "О концессионных соглашениях" утверждено положение об Инвестиционном фонде РФ, там есть правила отбора проектов и наверняка какие-то наработки мы оттуда возьмем. Кроме того, есть еще мировая практика. Мы должны быть уверены в том, что инвестор будет в состоянии вести строительство, а потом обслуживать здание.

    Будут ли какие-то ограничения по срокам обслуживания здания?

    Срок зависит от того, сколько средств надо вложить в проект и за какое время он может окупиться. Такие параметры должны рассчитываться индивидуально для каждого проекта.

    Есть ли список объектов, которые станут экспериментальными для новой модели?

    Для отработки методик и моделей выбраны три площадки: Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, Старооскольский технологический институт и Академия дополнительного профессионального образования "Учебный центр подготовки руководителей". Определены организации, которые будут работать с этими образовательными учреждениями - это коммерческие, научные организации, промышленные предприятия. Также поставлены конкретные задачи, которые необходимо решить. Так, на площадке МИСиС отрабатываются типовые технологии ГЧП в области реализации долгосрочных заказов работодателей на подготовку кадров, создание совместных научно-образовательных структур для подготовки/переподготовки кадров и ведение научно-исследовательской деятельности. Партнеры МИСиС по проекту - это металлургическая компания, научно-производственные предприятия, крупная IT-компания и другие. На базе Старооскольского технологического института будут опробованы механизмы строительства зданий на основе инвестиционного договора, создания технопарка и образовательных центров. В состав участников площадки входят также образовательные учреждения НПО (СПО), крупная металлургическая компания регионального значения, благотворительный фонд. Механизмы ГЧП реализуются при активной поддержке региональных властей и местного самоуправления.

    Третья площадка на базе "Учебного центра подготовки руководителей" ориентирована на создание диверсифицированной системы программ непрерывного профессионального образования с участием коммерческих и негосударственных некоммерческих организаций. В проектах задействованы образовательные учреждения, крупные издательские организации, разработчик образовательного программного обеспечения и др.

    А кто в таких больших проектах может быть инвестором?

    Сегодня мы активно взаимодействуем с банком ВТБ и Внешэкономбанком. Последний планирует принять участие в разработке программ капитального ремонта аварийных школ и строительства бассейнов в российских вузах.

    Вы сказали, что одна из сфер применения механизмов ГЧП в образовании - подготовка кадров. Помнится, такой опыт был, в частности, у Липецкого металлургического колледжа, который активно сотрудничал с Новолипецким металлургическим комбинатом. Но кризис изменил многие планы. Где гарантии, что совместная работа по подготовке кадров будет успешной и для учебного заведения, и для бизнеса?

    На примере Старооскольского технологического института, управляющей компании "Металлоинвест", политехнического колледжа и профессионального лицея мы отработаем механизм создания образовательных центров, которые будут предлагать программы подготовки и переподготовки кадров. Надеюсь, представим эффективную организационно-правовую схему взаимодействия всех заинтересованных сторон. На днях я был в МГТУ им. Баумана, где в этом направлении партнерство тоже развивается очень активно. Что касается гарантий успешности, то самые дальновидные руководители понимают - через два-три года снова будут нужны кадры. И тот, кто сегодня вложит средства в подготовку специалистов, по окончании кризиса будет самым конкурентоспособным. Ведь экономика станет более инновационной и динамичной.

    Пока мало кто из работодателей готов вкладывать деньги в подготовку сотрудников.

    Это не совсем так. По отраслям этот процент разный. В целом, тех, кто понял, около 20%.

    Недавно вузы получили право создавать малые предприятия. Сколько их уже открыто?

    На конец января 2010 года Рособразованием представлена информация о создании 144 хозяйственных обществ и организации на их базе 1094 рабочих мест. Научными учреждениями Российской академии наук намечено создание 88 хозяйственных обществ. С 2010 года запущена новая программа Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере - Старт-Наука (с объемом финансирования 200 млн руб.), направленная на поддержку стартующих малых инновационных предприятий, учрежденных научными и образовательными организациями.

    Это кредиты или безвозмездные средства?

    Деньги будут выделяться на конкурсной основе. Речь идет о так называемом "посевном" финансировании. Это, конечно, образное выражение, которое с посевной кампанией ничего общего не имеет. Если коротко, то суть в том, что каждое инновационное предприятие при вузе, которое хочет работать, имеет бизнес-план и положительное заключение экспертизы, может рассчитывать на финансирование. Есть еще один инструмент поддержки вузов - эндаунмент-фонды. Это фонды целевого капитала, которые создаются при учебных заведениях за счет частных средств вкладчиков. Особенность фондов такова, что они могут быть направлены только на решение каких-то конкретных задач - на определенную образовательную программу, гранты преподавателям, стипендии студентам. Схема работы эндаунмент-фонда проста: специализированная некоммерческая организация формирует пул пожертвований - целевой капитал, который затем передается в доверительное управление управляющей компании. Доход по итогам доверительного управления используется в строгом соответствии с установленными целями (что подтверждается аудитором и контролируется жертвователями). Получается эффективный и прозрачный механизм частного финансирования учреждений образовательной сферы.

    Основной объем пожертвований, формирующих целевые капиталы, обеспечивается за счет крупных взносов физических лиц - выпускников вузов, являющихся успешными предпринимателями, руководителями крупнейших предприятий страны.

    И много таких фондов открыто?

    Всего зарегистрировано около 40 фондов целевого капитала, которые осуществляют поддержку учреждений образования, науки, культуры, искусства. Из них в сфере профессионального образования функционируют более 15 фондов. В том числе в Финансовой академии, Московской школе управления Сколково, в Высшей школе менеджмента СПбГУ, Европейском университете в Санкт-Петербурге, есть специализированный фонд управления целевым капиталом для развития МГИМО и другие. Общий объем взносов в фонды целевого капитала составляет около 2,5 млрд руб.

    Беседовала Ирина Ивойлова

    Поделиться