03.03.2010 00:30
    Поделиться

    Почему брянское региональное УВД потеряло своего начальника

    Указом президента РФ, как уже сообщала "РГ", лишен должности начальник УВД Брянской области генерал-майор Михаил Климов. В самом УВД утверждают, что в отставку он отправлен по причине "достижения предельного возраста службы": ему исполнилось 55 лет. К тому же чуть более года назад он, будто что-то предчувствуя, заявил: "Будет сказано: "В отставку" - как солдат скажу: "Есть!" и буду с удовольствием отдыхать".

    А с другой стороны, Климов возглавлял УВД пять лет. Написал учебник для академии МВД по тактике борьбы с организованной преступностью. Последние годы УВД области "занимало и занимает лидирующие позиции в России и ЦФО по основным направлениям служебной деятельности". Казалось бы, при таких успехах отставка молодому генералу не грозит, ведь его предшественники служили и в шестидесятилетнем возрасте.

    Невольно возникает вопрос: что же стоит за отставкой генерала?

    Некоторые подробности "благополучной" отставки поведал председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев. Он еще до отставки генерала публично сообщил, что к нему обратилась группа граждан, в том числе и действовавший тогда сотрудник Брянского УВД. Речь в их обращении шла о том, "что в области существует преступное сообщество, которое нашло поддержку на уровне высшей областной власти, потому действует безнаказанно. Причем представители этого сообщества заняли выборные должности и продвигаются в системе власти. Поскольку информация была очень серьезной и те, кто ею располагал, многое не могли доказать, она была оформлена как оперативная. Я ее передал министру внутренних дел. Началась серьезная работа в МВД".

    Председатель Комитета Госдумы по безопасности привел в пример брянского милиционера Сергея Галкина, "отважно выполняющего свой долг с риском для жизни. Он занимался противодействием преступным сообществам в Брянской области, в него стреляли. А затем оказался в местах лишения свободы". Он столкнулся с тем, что "у преступной группы оказались пособники среди сотрудников правоохранительных органов области и политических сил".

    Еще за пару месяцев до этого заявления Васильева письмо Сергея Галкина из следственного изолятора корреспонденту "РГ" передали его коллеги. Более семи лет он занимался раскрытием умышленных убийств, в 2007 году стал начальником отдела УБОП по борьбе с лидерами преступных группировок. Сорок поощрений от руководства УВД и администрации области. По словам Галкина, за два года удалось разгромить все преступные группировки, кроме одной - Николая Емельянова: "Это формирование действовало в области около семи лет, на их счету более двадцати заказных убийств, оно имеет обширные коррупционные связи. В 2004 году Емельянова арестовали за организацию убийства, но он был освобожден". Авторитета подозревали в убийстве и одного автомобильного вора. Расследуя это дело, Галкин, как он полагает, и попал в ловушку: "братва" вынудила свидетеля преступления написать заявление на него. Милиционера обвинили в том, что он избил свидетеля прямо в здании управления МВД России по ЦФО, а потом незаконно удерживал его.

    Галкин, по мнению некоторых офицеров, пострадал из-за того, что подобрался слишком близко к бандитам. Свидетельством тому - следы трех пистолетных выстрелов в машине милиционера. Кстати, осенью прошлого года главой пригородного района стал Александр Емельянов - брат объявленного в международный розыск авторитета. Заместитель губернатора Анатолий Теребунов объяснил на пресс-конференции, как это нужно понимать: "Так бывает в жизни, что один брат пошел по кривой дорожке, а другой - по нормальной".

    Мнения многих сотрудников УВД, с которыми мне довелось побеседовать, схожи в одном - служить честно стало трудно. Одни из них еще служат, другие были вынуждены снять форму, но такой штрих: все они просили не называть своих фамилий. Уже тем самым доказывая, что в среде брянской милиции за последние годы воцарился страх.

    Несмотря на "лидирующие позиции" УВД, громкие коррупционные дела вскрывали не местные сыщики. Заместителя губернатора Николая Симоненко увезли минувшей осенью в столичный следственный изолятор сотрудники Главного управления МВД России по ЦФО. Дело осужденного помощника губернатора Андрея Вихарева вело УФСБ. На этом перечень заметных дел заканчивается.

    Благостное самоописание милицейского королевства расходится с действительностью и в другом. В ноябре покончил жизнь самоубийством начальник следственного отдела Выгоничского РОВД Брянской области, причина до сих пор не названа. На днях пустил себе пулю в висок сотрудник Стародубского РОВД.

    Климов заменил почти всех своих заместителей в течение года. Из 32 начальников РОВД лишились должностей 26. Начальник милиции общественной безопасности Валерий Рябцев ушел на пенсию в 46 лет. В августе прошлого года был уволен начальник штаба Игорь Зуевич, который полгода возглавлял временный РОВД в Шатое и признан коллегами одним из лучших боевых офицеров. За 27 лет службы в армии и милиции у него не было ни одного взыскания, когда же стал неугоден, то лишь в течение месяца получил три, причем два - за один день. Начальник ГИБДД Виктор Грибачев тоже получил несколько взысканий. Вынужден был уволиться начальник оперативного отдела штаба УВД, заместитель начальника штаба городского УВД Александр Костюк. Та же участь постигла еще нескольких офицеров. Некоторые отменили взыскания через суд, но на службу пока никто не возвратился.

    Начальники РОВД страшились не найти деньги на ремонт милицейских зданий. Вынуждены были привлекать коммерсантов, то есть становиться зависимыми от них. Зато в здании областного УВД выкроили площадь для большой гостиной с изысканной мебелью и фонтанчиком. В медсанчасти появились апартаменты, о назначении которых не перестают гадать...

    По выражению одного из офицеров, он жизнь готов был положить за Климова, но за несколько лет мнение изменилось на противоположное: "Я стал понимать, что везде и всюду показуха". Между тем, говорили мои собеседники, люди в форме стали заниматься крышеванием, выбиванием долгов. Выстраивалась система круговой поруки, компромат собирался на всех заместителей, прослушивались телефонные разговоры, в том числе руководителей области. Казалось бы, в бедной области негде поживиться. На самом деле можно неплохо кормиться от двух границ - с Украиной и Белоруссией.

    По свидетельству моих собеседников, сложилась коррупционная модель, которая позволяет обогащаться нескольким кланам. За навязанное "сопровождение" с каждой фуры нужно заплатить 300 долларов, а за год проходит около 30 тысяч автопоездов. Контрабанда наркотиков, оружия, потребительских товаров стала золотой жилой для нечистоплотных людей. У одного правоохранителя торговые сети, оформленные на брата, у другого даже вагоны ходят за границу, у третьего - лесной бизнес...

    Обычные квартиры уже не прельщают даже бывших милицейских чинов, они строят себе пригородные дворцы. Тут уж не до борьбы с коррупцией.

    Тем временем

    Пока генерал Климов лишь освобожден от должности. Три его заместителя слегли в больницу. Брянские интернет-форумы между тем бурлят, как котлы, оценивая случившееся. А милиционеры ждут, что принесет в их службу смена руководителя.

    Поделиться