03.03.2010 00:20
    Поделиться

    Байкалу грозит экологическая катастрофа непредсказуемых масштабов

    В начале весны 2008 года, когда в Байкальской котловине стало ощутимо припекать солнышко и на озере очистились от снега ледовые поля, космические снимки принесли сенсацию - в районе мыса Крестовского на льду проступило темное "кольцо" диаметром 5-7 километров. Кольцо было правильной формы, со светлым пятном посредине, располагалось почти впритык к берегу, но в зоне более чем километровой глубины.

    И каково же было удивление специалистов, когда на этом космоснимке радиометра MODIS спутника TERRA, сделанного 22 апреля 2008 года, они обнаружили и второе кольцо. Оно проявилось ближе к противоположному, южному, берегу в районе поселка Турка, где глубина почти в два раза меньше.

    Если быть точным, то впервые "кольцо" было обнаружено на космическом снимке Байкала в апреле 1999 года. Да, против того же мыса Крестовского в районе поселка Бугульдейка. Там же аппаратура спутника зафиксировала его (и тоже в апреле) в 2003 году, потом - в 2005-м. В 2004-м, 2006-м, 2007-м "кольца" не появлялись.

    А в 2008-м - сразу два!

    Ученые гадают: о чем сигнализирует нам Байкал? О том, что тектонические процессы, участившиеся в последнее время вдоль рифтовой зоны Байкала, потревожили слой газогидратов под осадочной толщей дна озера и это вызвало заметные выбросы метана? Или... В любом случае, предполагают ученые, это может привести к экологической катастрофе непредсказуемых масштабов: метан провоцирует парниковый эффект в атмосфере, если его много.

    Но не это чрезвычайно любопытное со всех точек зрения природное явление нынче занимает умы доброжелателей Байкала. Их интересует постановление Правительства РФ от 13 января, опубликованное в "Российской газете" (20 января). О чем конкретно речь?

    30 августа 2001 года Правительство РФ своим постановлением N 643 (в редакции от 19.05.2009 N 435) утвердило перечень видов деятельности, запрещенных на территории центральной экологической зоны (самой прибрежной полосы озера) Байкальской природной территории. К ним относилось:

    - производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них без использования бессточных систем водопользования на производственные нужды (т. е. без замкнутого водооборота. - А.Ю.);

    - реконструкция и перепрофилирование предприятий без использования бессточных систем водопользования на производственные нужды этих предприятий;

    - строительство зданий и сооружений предприятий лесной промышленности, деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных, стекольных, фарфоровых, полиграфических предприятий и предприятий промышленности строительных материалов;

    - складирование, захоронение и обезвреживание вновь образующихся опасных отходов;

    - обезвреживание отходов производства и потребления путем сжигания; и другие.

    Известно, что Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат в 1992 году стал ОАО "БЦБК", со смешанной формой собственности: 51 процент акций - у компании "Базовый элемент", 49 процентов - у государства. Коль контрольным пакетом стала владеть частная компания, то и управление делами ОАО "БЦБК" она взяла в свои руки, передав их своей "дочке" - ООО "Лесопромышленная компания Континенталь Менеджмент".

    Со временем всем стало ясно, что "негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал", как отмечено в "Государственном докладе "О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2008 году", шло "по всем видам технологического процесса получения целлюлозы (основное и вспомогательное производство, выброс в атмосферу, сброс сточных вод... размещение отходов производства и потребления..." И по-крупному - "дренажными подземными водами с территории промышленной площадки ОАО "БЦБК".

    А тут как раз комбинат встал. Буквально через два месяца, как было завершено многолетнее дорогостоящее строительство системы бессточного водопользования - замкнутого водооборота на основной для предприятия технологической линии - варки целлюлозы. Чтобы, значит, исключить то самое "негативное воздействие на уникальную..." и т. д.

    "Вдруг" оказалось, что техническое и технологическое новшество на уровне мировых стандартов сделало процесс получения целлюлозы нерентабельным, а предприятие - убыточным. А тут подоспел и мировой экономический кризис, "Базовый элемент" залихорадило. Лихорадка трясла комбинат, и весь 2009 год он не варил целлюлозу.

    Постановление правительства N 1 от 13 января 2010 года "О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" было реакцией на сложившуюся ситуацию в городе Байкальске. В качестве главного изменения ранее утвержденного перечня - из него был исключен так называемый двенадцатый абзац, которым запрещалось "производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них без использования" замкнутого водооборота.

    За разъяснениями по этому поводу мы обратились к Амирхану АМИРХАНОВУ, ответственному секретарю Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, заместителю директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России, заслуженному экологу России.

    Российская газета: Амирхан Магомедович, что означают изменения по Байкалу, предусмотренные правительственным постановлением? Действительно отменен замкнутый цикл водооборота при варке целлюлозы?

    Амирхан Амирханов: Да. Но это не означает, что комбинату разрешено сбрасывать неочищенные, загрязненные стоки в Байкал.

    РГ: Как это будет выглядеть на практике?

    Амирханов: Озеро Байкал, его интересы защищены целой системой законодательных и нормативно-правовых актов России, которые никто не отменял. И отменять не собирается. Они действуют сегодня и будут действовать завтра, совершенствоваться исходя из складывающейся экологической и социально-экономической ситуации.

    РГ: Конкретнее можете?

    Амирханов: Конечно. Согласно шестой статье Федерального закона "Об охране озера Байкал", принятого в мае 1999 года, на Байкальской природной территории ограничивается или запрещается деятельность, если она негативно воздействует на уникальную экологическую систему озера Байкал.

    К примеру, на Байкальской природной территории открыто и разведано 420 месторождений и выявлено более 1000 проявлений различных полезных ископаемых. Видимо, нет смысла подробно говорить о важности для экономического и особенно социального развития Прибайкалья - пустить в оборот эти полезные ископаемые. И объем недропользования с каждым годом увеличивается. На 1 января 2009 года действовало 162 лицензии - 28 из них были выданы в 2008 году.

    Но в центральной экологической зоне, которая опоясывает Байкал по ближнему контуру, запрещено 36 видов деятельности. Среди важнейших, касающихся минерально-сырьевых ресурсов (их разведки и добычи) - четыре:

    - добыча сырой нефти и природного газа;

    - добыча радиоактивных руд, металлических руд;

    - горнодобывающая деятельность и разработка месторождений и новых карьеров;

    - добыча песка, гальки, гравия и щебня на акватории Байкала, в его прибрежной защитной полосе, в руслах нерестовых рек и их прибрежных защитных полосах, кроме дноуглубительных работ.

    РГ: И это положение неуклонно соблюдается?

    Амирханов: Более того, если ранее выданные лицензии просрочены, они уже не возобновляются. А месторождения переводятся в разряд резервных.

    РГ: И много таких резервных?

    Амирханов: Много. Между прочим, в этот перечень входят и лицензии на водопользование. Так же как и регулирование сброса сточных и дренажных вод в водные объекты, в том числе и Байкал. Как и забор воды из него.

    РГ: Есть ли такая лицензия у ОАО "БЦБК"?

    Амирханов: Есть. В "Государственном водном реестре" зарегистрировано 28 января 2010 года под N 38-16.01.001-О-РСВХ-Т-2010-00333/00 такое разрешение, сроком действия до 15 августа 2012 года.

    РГ: А потом? То ли ишак подохнет, то ли падишах скончается?

    Амирханов: Пусть живут и тот и другой... Важно, что при этом комбинату не дано право выбора. Установлен предельный объем допустимого сброса сточных вод - 44 миллиона 944,64 тысячи кубометров в год. А максимальное содержание загрязняющих веществ в них на уровне предельно допустимых концентраций (ПДК) для рыбохозяйственных водоемов - самые жесткие нормы из существующих в стране. Эти требования прописаны в Водном кодексе РФ, в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". Их никто просто так отменить не может. В рамках их ограничений и должна действовать ООО "Управляющая компания "Континенталь Менеджмент".

    РГ: Ради чего правительству пришлось отказаться от ранее принятых решений? Имею в виду замкнутый водооборот. Ведь в него столько денег вложено. И столько надежд...

    Амирханов: Позицию правительства надо понять, и она нуждается в поддержке. Разгар финансово-экономического кризиса, которого Россия не испытывала со времен дефолта-98. А тут крупное, градообразующее предприятие встало - ни работы тысячам людей, в основном семейным, ни зар-платы. Встал БЦБК - и все вокруг него встало, потому что вся инфраструктура города изначально была закольцована на него.

    Что остается правительству - наблюдать? Оно не имеет права быть сторонним наблюдателем, когда в беду попадают тысячи граждан. Кто-то должен принимать огонь на себя. Такая позиция тоже достойна уважения.

    К тому же, пойдя на отступление в одном, крайне обостренном случае, правительство строго потребовало при этом, чтобы природоохранное законодательство на Байкальской природной территории неукоснительно соблюдалось. На это нацелены все властные и природоохранные структуры местных властей.

    Как известно, кризисная социально-экономическая ситуация на ОАО "БЦБК" возникла в сентябре 2008 года в связи с переходом комбината на замкнутую систему водопользования. В результате внедрения замкнутого водооборота комбинат прекратил выпуск беленой целлюлозы. Производство же небеленой целлюлозы, возможное при новой системе водооборота, оказалось невыгодным, - она не пользуется спросом на рынке.

    2 октября 2008 г. ОАО "БЦБК" сначала приостановил, а в дальнейшем прекратил выпуск продукции. Около 2000 работников комбината были уволены. Заработная плата и компенсации уволенным работникам до конца 2008 года выплачены не были. Сложилась чрезвычайная ситуация - тут не руками махать, а пожар тушить надо.

    РГ: Амирхан Магомедович, все двухтысячные годы представители БЦБК и управляющей компании заверяли нас: если остановить комбинат хотя бы на месяц, производство потом уже не запустишь в работу - все посыплется. (Некоторые комментаторы уверяют нас в этом и сегодня.) Значит, это был обман? Коль после годового простоя предприятие запустили по старой технологии.

    Амирханов: Выходит, что так.

    РГ: Есть ли результаты измерений того, как повлияла остановка варки целлюлозы и перевод производственного цикла на замкнутый водооборот, на интенсивность загрязнения Байкала сточными выбросами? И что показали эти комплексные измерения, если они проводились?

    Амирханов: Штатные измерения в конце 2008 года показали, что идет снижение общих объемов выбросов ОАО "БЦБК" на 13 процентов и составляющих их загрязняющих веществ от 10 до 58 процентов. Это связано не только с пуском системы водооборота, но и реконструированной на комбинате системой очистки газов.

    Суммарный сброс очищенных сточных вод в озеро Байкал в 2008 году составил 27 529,3 тыс. кубометров. Снижение объемов сброса по отношению к предыдущему году составило 13 834,9 тыс. кубометров, или 33,45 процента. Произошло это за счет прекращения сброса сточных вод в озеро Байкал с 5 сентября 2008 года. Экологическая эффективность замкнутого водооборота не подлежит сомнению.

    По материалам наблюдений последних нескольких лет можно сделать вывод о стабильном химическом составе очищенных сточных вод комбината. Этому способствует и многократное их разбавление при поступлении в Байкал, химический состав воды в акватории Южного Байкала остается неизменным на протяжении долгого времени.

    Однако, по наблюдениям за состоянием подземных вод под промышленной площадкой ОАО "БЦБК" в 2008 году, как и под полигоном отходов, можно сделать вывод о сохранении напряженной экологической ситуации, загрязнение подземных вод остается высоким.

    БЦБК за 40 с лишним лет деятельности накопил более 6,2 млн тонн отходов производства, которые складированы на берегу Байкала. Загрязняющие вещества фильтруются и продолжают поступать в подземные воды, затем в озеро.

    Существует реальная угроза катастрофического загрязнения Байкала в случае разрушения хранилищ отходов из-за опасных геологических процессов - землетрясений и селей. Для устранения угроз уникальной экологической системе озера Байкал необходима ликвидация (в т. ч. переработка) отходов производства Байкальского ЦБК. Но, конечно, не путем сжигания.

    Поздравляем!

    Подготовил эту публикацию наш обозреватель Анатолий Юрков, лауреат высшей награды Союза журналистов РФ "Золотое перо России".

    Так отмечена его многолетняя рыцарская верность теме защиты Байкала. Он еще в прошлом веке на страницах "Комсомольской правды" открыл общественности глаза на появление на берегах "священного моря" загрязнителя-монстра, целлюлозно-бумажного комбината, он как страстный публицист и беспокойный гражданин следит за этой "экологической несовместимостью", за этим поединком прошлого и настоящего до сих пор. Анатолий Юрков хорошо известен в газетных рядах. Вот его "золотое кольцо". Начав свою карьеру корреспондентом, он добился высшего представительства в журналистской элите - в должности главного редактора возглавлял газеты "Рабочая трибуна" и "Российская газета" - и снова вернулся к перу. Завтра Анатолию Юркову - 75 лет. От души желаем коллеге здоровья и бодрости духа!

    Поделиться