02.03.2010 00:20
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Теленеделя будет забита под завязку программами, обсуждающими "канадский позор"

    День защитника Отечества был отмечен по традиции фильмом "Офицеры", к коему присоединились более свежие картины о героических подвигах людей в погонах: "Десантура", "Снайпер. Оружие возмездия", "Китайская шкатулка". Однако что уж лукавить: праздничное настроение сильно омрачили вести из Ванкувера. Не научились мы не отличать победы от поражений.

    Время - бросать камни... в лежачих?

    Смешно смотрелась программа Малахова, посвященная Олимпиаде. В день ее выхода в эфир было понятно, что Россия в большом минусе даже без учета поражения наших хоккеистов. А ведущий настроился на триумфальный пафос, на барабанный бой, на фанфарный вой, для чего на подмогу была призвана в студию профессиональная оптимистка Яна Чурикова. Она только что вернулась из "Русского дома", где ей было хорошо, и, похоже, только в Москве, в Останкино она узнала о том, как все скверно там, на ледяных аренах и лыжных трассах Ванкувера. И как этим задеты ее соотечественники. Надо было как-то перестраиваться... Яна выглядела растерянной, но Андрюша - молодец.

    ...В памяти всплыла сцена из "Мюнхгаузена". Та, где арестованного барона ведут по главной улице с оркестром.

    Герцог возмущен:

    - Почему с оркестром?

    - Ваше Величество, ситуация сложная, - отвечал Главнокомандующий. - Сначала намечались торжества... Потом аресты... Потом решили совместить.

    Малахов и "совмещал", как мог, как умел...

    Приподнятая интонация, духоподъемный патриотизм в адрес одних сменялся через запятую злым раздражением против других.

    Тарасовой было поставлено на вид то, что она консультировала соперника Плющенко, ставшего чемпионом. Виталию Смирнову, члену МОКа и исполкома ОКР, вручавшему награду Плющенко, досталось за его широкое лицо и неспортивную фигуру. Накачанному, подтянутому Аполлону Малахову стало в этот момент стыдно за Родину.

    Телеведущий впал в такой национально-патриотический пароксизм, что позволил себе хамский жест в сторону выступавшей за нашу страну японки, которая сорвала прыжок. Малахов раза три прокрутил ее падение. Так что те, кто не видел самого выступления, могли подумать, будто она только тем и занималась, что валялась на льду. "Зачем нам эта японка", - брезгливо бросил камнем Малахов в лежачую девушку.

    Хамство само по себе неприятно, но когда оно с ксенофобским отливом, то это особенно отвратительно.

    Зато каким Малахов был лапушкой и зайчиком в программе, посвященной покойному Анатолию Александровичу Собчаку.

    Герои не нашего времени

    Ильф и Петров доживи до дискуссии, что состоялась на ток-шоу "Культурная революция", вероятно, сильно бы удивились. Участники под присмотром ведущего Михаила Швыдкого дебатировали тему: "Остап Бендер - герой навсегда? Или ему в обозримом будущем места не найдется".

    Собравшиеся в студии писатели, литературные критики, психологи и артисты в общем и в целом симпатизировали литературному герою, но с понятной для добропорядочных граждан осторожностью: "Бендер - голова, но палец в рот ему не клади". Кто-то из пикейных оппонентов согласился: "Я бы свой палец в рот Бендеру не положил, поскольку он - жулик". Писатель Дмитрий Быков, напротив, готов был бы броситься Остапу на шею, приведи случай его встретиться с ним. А может быть, и палец ему в рот просунул, разреши ему это Остап.

    Удивительно: почтенное собрание образованных людей серьезно рассуждает о литературных героях с точки зрения их возможной (или невозможной) утилизации на нужды общества. Неужто "культурным революционерам" невдомек, что литература - не жизнь, а жизнь - не литература. Что эти параллели, если где-то и пересекаются, то в глубинах подсознания.

    Программа "Культурная революция" недавно пыталась разобраться с Печориным. В том смысле, можем ли мы в наше время взять его за образец. Теперь очередь дошла до Остапа Бендера. Всем, мол, хорош турецкий подданный: обаятелен, великодушен, по-своему благороден и чтит уголовный кодекс, да вот только живет на нетрудовые доходы, склонен к обманам и авантюрам.

    Хотелось напомнить, что жулик Бендер - это литературная маска, под которой скрывается свободный человек. Вернее, мечта о свободном человеке. Но такая зримая, такая вещественная, такая убедительная... Такая же, как биндюжник Беня Крик из бабелевских рассказов.

    ...И как без такой мечты можно было пережить советскую власть, перелететь через нее... Как без нее можно жить дальше, плыть дальше...

    ...Судя по дискуссии в рамках ток-шоу "Культурная революция", многие без нее все-таки выжили. Правда, не без потерь. Не без потери себя. Выжили, не заметив этой пропажи.

    Другая симптоматичная коллизия - реакция на худфильм "Тухачевский. Заговор маршала". Общественность заспорила о том, насколько можно верить представленной в фильме версии жизни и смерти Михаила Тухачевского.

    Да ни насколько не надо верить ей, поскольку это кинобеллетристика, снятая по мотивам истории. Нам же не приходит в голову задумываться над тем, насколько исторически достоверен Дюма в "Трех мушкетерах"...

    ***

    Наступившая неделя будет забита под завязку программами, обсуждающими канадский позор.

    Хорошо отыграл тему Ванкувера "Прожекторперисхилтон" - он посмеялся над ним и напомнил: "Пускай, капризен успех, Он выбирает из тех, Кто может первым посмеяться над собой".

    А не того, кто будет рвать на себе волосы и посыпать голову пеплом.

    Поделиться