25.02.2010 00:10
    Поделиться

    В Таможенном союзе РФ, Беларуси и Казахстана останутся без изменений 74 процента пошлин

    В Таможенном союзе должны быть четко сбалансированы интересы трех стран

    С начала этого года Россия, Беларусь и Казахстан живут по единому таможенному тарифу. А с 1 июля отменяется таможенный контроль на белорусско-российской границе, еще через год он будет снят и на российско-казахстанской. Таковы некоторые этапные рубежи в реализации подписанного 27 ноября 2009 года в Минске главами трех государств соглашения о Таможенном союзе. Его конечная цель - объединение экономического пространства стран, обладающих огромной территорией, колоссальными природными богатствами и более чем 170-миллионным населением. Однако как извлечь из этого масштабного интеграционного образования реальные преимущества и как преодолеть проблемы, неизбежно возникающие при трансформациях столь глобального порядка? Ситуация вокруг поставок в Беларусь российской нефти показывает, что это отнюдь не праздные вопросы. Именно их сейчас активно обсуждают представители различных экономических ведомств и бизнес-сообществ.

    Один из ключевых моментов заключается в изменении таможенной политики. В первую очередь это касается пошлин. Казалось бы, белорусским субъектам хозяйствования тут нечего опасаться: более 90 процентов тарифов были унифицированы с Россией раньше. В новом Таможенном союзе примерно 74 процента пошлин останутся без изменений, 18 процентов понизятся и лишь 6,7 процента повысятся. Однако что стоит за этими цифрами?

    - Хорошо это или плохо - по некоторым позициям спорные моменты остаются до сих пор, - заявил на заседании республиканского совета директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации первый заместитель генерального директора Национального инвестиционного агентства Беларуси Георгий Гриц. - К примеру, на соевый шрот, широко используемый в животноводстве, таможенная ставка возросла с нуля до 18 процентов. До 10 процентов повысились ставки на импортные дизельные двигатели, устанавливаемые на комбайны и грузовики.

    Как видим, в некоторых случаях белорусские предприятия оказываются вынуждены увеличивать затраты, в результате снижается их конкурентоспособность. В других, напротив, повышается защищенность от внешней конкуренции. Как найти баланс в этом разновекторном движении? Особенно активно дискутируется вопрос о повышении до российского уровня таможенных пошлин на ввоз импортных легковых автомобилей, в том числе подержанных. О связанных с этим проблемах "СОЮЗ" недавно уже писал. Однако директор департамента внешнеэкономической деятельности белорусского МИДа Валерий Садоха существенно дополнил картину. Рациональное зерно преобразований заключается в том, что предоставляется право беспошлинного ввоза в страны Таможенного союза легковых автомобилей, произведенных белорусскими, российскими, казахстанскими предприятиями в режиме промышленной сборки. Раньше, к слову, у Беларуси такой возможности не было. Потому и "завяли" предпринятые "Фордом", "Шкодой" и другими известными концернами попытки наладить тут производство. Теперь возможность беспошлинно выйти на огромный российско-казахстанский рынок получило расположенное в Минске СП "Юнисон", в кооперации с иранскими партнерами выпускающее версии известных французских моделей. К слову, новые возможности уже подогрели интерес восточных инвесторов: на днях было заявлено о намерении в дополнение к хорошо известному седану "Саманд" освоить выпуск еще двух моделей легковушек, довести объем производства до 25 тысяч машин в год.

    Однако и это не все преимущества расширяющейся интеграции. Белорусские машиностроительные предприятия могут широко участвовать в комплектации автомобилей, выпускаемых в режиме промышленной сборки в любом государстве Таможенного союза.

    - У нас есть хороший технический промышленный потенциал для участников этой комплектации, - считает Валерий Садоха. - Если учесть, что в России на условиях промышленной сборки собирается около миллиона автомобилей, то 10 процентов здесь может составить белорусская досборка. В результате Беларусь получит примерно полтора миллиарда долларов дополнительного экспорта. Это серьезная перспектива, и ею необходимо заниматься.

    К слову, полтора миллиарда долларов - это столько же, сколько еще недавно Беларусь тратила за год на покупку в Европе новых и подержанных автомобилей. Конечно, с точки зрения союзной интеграции было бы лучше, чтобы эта немалая сумма оставалась в рамках общей экономики. И это не просто пожелания. Десятки белорусских агрегатных заводов уже работают на сборочные конвейеры российских предприятий. Дело за тем, чтобы поднять их продукцию до мирового уровня. Тогда она сможет попасть на конвейеры "Форда", "Фольксвагена", "Тойоты" - всего в России на условиях промышленной сборки намерены выпускать автомобили около 20 западных и восточных концернов. Но и у самой Беларуси теперь появляются благоприятные условия для привлечения серьезных иностранных инвестиций в производство легковушек. Главная причина - большая емкость общего с Россией и Казахстаном рынка. И подобная заинтересованность касается не только автомобильного производства.

    Реализуется ли эта возможность - во многом зависит от налогового законодательства. В Беларуси в этом году предусмотрено его существенное сближение с законодательствами других участников Таможенного союза. Сейчас этот процесс завершается. Вступила в силу особенная часть Налогового кодекса. Ожидается отмена единого сбора для производителей сельхозпродукции и налога с продаж. Система налогов стимулирует инновационную деятельность и экспорт товаров и услуг. Это особенно заметно при финансировании капитальных вложений, затрачиваемых на обновление производственного парка, в деятельности свободных экономических зон, парка высоких технологий, развития малых городов.

    - Все соответствующие нормативные документы позволяют применять ту систему налогообложения, которая выгодна плательщику, - считает начальник главного управления методологии Министерства по налогам и сборам Беларуси Лидия Цыбина. По ее мнению, не должно стать препятствием для развития экспорта в рамках Таможенного союза и введение в стране 20-процентного налога на добавленную стоимость, поскольку по НДС действует зачетный метод, принцип страны назначения, позволяющий применять нулевую ставку.

    Однако многие белорусские бизнесмены как раз и опасаются проблем с этим налогом при торговле с новыми членами Таможенного союза. Точнее, они не хотели бы, чтобы тиражировались прежние проблемы.

    - Действующий механизм подтверждения уплаты НДС покупателем в России несовершенен и не учитывает интересы малого бизнеса, не предусматривает поставки малых партий товаров, - заявил на днях председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. - Поставщик зависит от того, уплатил ли налог получатель его продукции, от его добросовестности.

    Справедливости ради отметим, что налоговые органы Беларуси идут на значительные уступки в связи с созданием тройственного Таможенного союза. Так, срок подтверждения уплаты НДС получателем товара увеличен до 180 дней. Принимаются и другие меры. И все-таки даже сами налоговики не исключают, что первое время возможны некоторые перекосы. Это касается и автотранспортных предприятий. В связи с отменой таможенного контроля на белорусско-российской границе и переносе его на внешнюю границу Союзного государства становится непонятным, как применять многие нормативные акты. Не появятся ли там очереди грузовиков? Этим озабочена Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков.

    Можно не сомневаться, что со временем эти и подобные проблемы будут разрешены. Но ведь не зря говорят, что время - деньги. Значит, чтобы их не терять, притирку нормативных документов и административных процедур надо ускорить, в том числе благодаря привлечению предпринимателей. Бизнес может сыграть в формировании Таможенного союза историческую роль, убежден Георгий Гриц. Что ж, если это и преувеличение, то небольшое. Главное, за всеми новациями не упустить основное - создаваемые общее таможенное, а затем и единое экономическое пространства должны в конечном счете содействовать укреплению трех государств и улучшению жизни их граждан.

    Поделиться