24.02.2010 17:35
    Поделиться

    Стас Намин: Все рок-музыканты играют музыку от кайфа

    В год 40-летия группа Стаса Намина споет со "Скорпионс"

    В начале марта  в Москве и Санкт-Петербурге пройдут концерты группы "Цветы", посвященные 40-летнему юбилею легендарной  команды.

    Их диски расходились по стране миллионными тиражами, а  концерты  шли в неизменно переполненных залах. Между тем,  группа пережила   два раза закрытия, а само ее название  было в свое время запрещено...

    Струна на спичке

    "Российская газета": Стас, ваш отец был военным летчиком, и вас, наверное, с детства  готовили к карьере офицера. А вы предпочли  музыку…

    Стас Намин: Вы знаете, все восприняли это абсолютно нормально, тем более что моя мама   была профессиональным музыкантом и  музыке меня учили с детства. Да и  отец  музыку любил. Мое детство прошло в военных гарнизонах, там я часто слушал его любимых  Окуджаву и Галича, рок-н-ролл того времени - Элвиса Пресли, Чак Берри...

    РГ: Да, но после четвертого класса вы учились уже в суворовском училище.

    Намин: Сделать меня на всю жизнь военным никто в нашей семье не планировал. Это было просто хорошее начальное   образование, которое, кстати, дало мне очень много - и физическую закалку и самодисциплину.

    РГ: Играть на гитаре вы  научились тоже в суворовском?

    Намин: Моим первым учителем музыки, после мамы, был композитор Арно Бабаджанян, друг нашей семьи.  Мы музицировали на домашнем фортепиано, а  потом, да,  в суворовском, в свободное время я осваивал гитару. Это была семиструнка,  седьмую струну мы загибали за гриф, укрепляя ее спичкой, настраивали гитару как шестиструнную, включали   "Битлз", и играли,  следуя тон в тон за   Харрисоном и Маккартни. Позже я  брал уроки игры на классической гитаре - вот, собственно, и все мое музыкальное образование.

    РГ: А когда вам захотелось играть на  вечерах и танцах свои песни, а не "Битлз"?

    Намин: Да почти сразу. Уже в 67-м, когда я организовал группу "Политбюро", мы уже играли не только  западные хиты, а   пытались писать   на русском. В "Цветах" первая песня на русском языке появилась в 1969-м,  "Я люблю рок-н-ролл".  Кстати, в 70-х ее так и не удалось записать и впервые  она вышла только в прошлом году,  на диске "Назад в СССР".

    РГ: Ваши  первые песни  были о любви, радости, счастье, и только в начале 80-х  в них появился протест, свойственный року...

    Намин: Я убежден, что все рок-музыканты в мире начинают играть эту музыку  не из чувства протеста, а прежде всего от кайфа, и главное в этом кайфе не слова, а музыка! Рок-н-ролл несет свободу в самой музыке, но  в какой-то момент, когда творческий человек сталкивается с циничной и жестокой внешней средой, он начинает на нее реагировать, и это отражается в песнях.

    РГ: "Цветы" с этой средой столкнулись в 1974-м, после того, как   записали  первые миньоны и начали профессиональную карьеру.

    Намин: Мы попытались работать под эгидой филармонии. Но график работы оказался совершенно невозможным: залы на концертах "Цветов" всегда набивались битком и филармонии было выгодно, чтобы группа давала по 2-3 концерта в день, переезжая из одного Дворца спорта в другой. Некогда было перевести дух,  репетировать, писать новые песни. Мы рискнули возмутиться  и тут же были уволены, а название "Цветы" было запрещено...

    Музыка и свобода

    РГ: Через два года группа возродились, а в  1986-м  вы стали стали первыми советскими рокерами, проехавшими с турне чуть ли не по всему миру, включая Америку. Неужели там кому-то  была интересна группа из СССР?

    Намин: Вы знаете, да. Но на одном интересе те же американцы, воспитанные на  рок-н-ролле, целый концерт не высидят, им нужна музыка. Если она не понравится, они уйдут после первой же песни. С наших концертов  зрители не уходили, при том, что мы почти не пели по-английски. Сохранились видеозаписи тех выступлений и  в интернете  можно посмотреть  как, скажем,  на   концерте группы в Миннеаполисе весь зал  танцует и подпевает "Юрмале".

    РГ: И после этого успеха группа Стаса Намина в 1990-м году прекращает свое существование...

    Намин: Просто  с перестройкой в стране открылось много возможностей, и я увлекся другими проектами. Сделал продюсерский центр, где мы помогали молодым группам,  сделал  совсем новый проект - группу  "Парк Горького", которая, заключив  контракт с фирмой Polygram Records, сенсационно прорвалась в американские чарты.  Ну, и помимо этого были многочисленные музыкальные фестивали, радиостанция, первая в стране независимая фирма грамзаписи SNC Records , глянцевый журнал...

    РГ: Да, но потом вы остановили и  "Радио SNC" и журнал "Стас" и  телекомпанию "SNC TV"... 

    Намин: Когда я все это придумывал и создавал, мне самому было  трудно представить, что все   получится, ведь я прожил столько лет в СССР,  и тогда эти проекты могли только сниться во сне. Но вот все запустилось,  в стране  - в  середине 90-х - появились зачатки шоу-бизнеса, и я почувствовал, что мне это  неинтересно. Пройденный этап, понимаете! Я тогда  начал сольные музыкальные проекты, увлекся фотографией,  театром, бизнесом. В общем, с удовольствием ушел из публичной жизни, занявшись тем, что мне нравится.

    РГ: Но потом, в 99-м, вы все-таки восстановили  "Цветы".  Правда,  группа публично   сыграла лишь юбилейный концерт на собственное 30-летие.

    Намин: Тогда "Цветы" не планировали выходить на большую сцену. После юбилея группа работала в Театре музыки и драмы, который я тогда организовал, участвовала  там в   мюзикле "Волосы", рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда" и других спектаклях,  выступала в эксклюзивных концертах, не стремясь засветиться в СМИ.

    РГ: Почему же Вы решили  выйти на эту сцену сейчас?

    Намин: Нынешний состав "Цветов" - один из лучших за все время существования группы и мы почувствовали, что можем предложить публике то, чего нет сегодня  на отечественной эстраде. С одной стороны напомнить наши ранние вещи, а  с другой - показать, что и как мы играем сейчас. Молодежь слышала  и  "Звездочку мою" и Богатырскую силу",  но вряд ли  знает, что это песни "Цветов", ведь мы исчезли более   20 лет назад. А те, кто был молодым в 70-80-х , я  думаю, с удовольствием  послушают их снова, вспомнят молодость.

    Назад в СССР

    РГ: Для записи альбома  старых хитов группы "Назад в СССР" вы выбрали  студию  Abbey Road?  Только из-за имени, из-за того, что там писались "Битлз"?

    Намин: Конечно, не только из-за этого.  В записи на  Abbey Road мы использовали  уникальные технические возможности, которые сегодня есть только там. Да, мы пели именно в те микрофоны, в которые "Битлз" спели все свои песни, мы использовали старинный ламповый пульт, через который писались и "Битлз", и "Пинк Флойд", и другие супергруппы тех времен. Мы использовали только гитары Fender и Gibson первых выпусков,  оригинальные усилители Vox и Orange - словом,  ту самую технику, на которых писалась вся классика рок-н-ролла. Все треки были записаны  на аналоговую пленку, и только после этого подверглись современной  цифровой обработке. В результате, мне кажется, нам удалось добиться той удивительной теплоты и глубины звука, которые отличают записи 60-х - 70-х.

    А что касается имени… Знаете, записываясь две недели по 12 часов в день в той самой студии, где писались наши кумиры, мы все почувствовали какую-то особую энергетику этого места. Все волнения мгновенно,   буквально в первый день записи, исчезли,  появились уверенность и  концертный драйв, который, мне кажется, заметен на записи. Да,  в этой студии и в самом деле живет какое-то рок-н-рольное волшебство.

    РГ: Стас, а почему  на диске "Назад  в СССР" нет, скажем, "Идола", "Пустого ореха"  и многих других вещей группы, широкой публике не слишком известных?

    Намин: Этот диск собрал, в основном, песни "Цветов" написанные с 1969 по 82-й  год. "Пустой Орех", "Идол", "Я не сдаюсь" и многие другие, в  начале 80-х запрещенные к изданию на фирме "Мелодия", вместе с совсем новыми песнями войдут в новый альбом, который мы планируем записать летом. Это уже будет не "Назад в СССР", это будут "Цветы" 2010 года.

    РГ: А вы уверены, что "Цветы" сумеют сегодня  составить конкуренцию новым группам? И что  ваш проект окупится?

    Намин: Для меня  деньги в искусстве никогда не были главным. В советские времена мы получали по ставке филармонии по пять рублей пятьдесят копеек за концерт - согласитесь, деньгами это назвать трудно. А к тому времени,  когда здесь начался советский шоу-бизнес, "Цветов", слава Богу, уже не было. Решив  записать  на Abbey Road свои ранние песни, мы думали, прежде всего,  о том, чтобы внятно и красиво завершить 40-летний этап  жизни группы. И меня лично к этому подтолкнуло уж точно не  жажда наживы. Скорее - творческие амбиции.

    Солнце над нами

    РГ: А что ваши амбиции подтолкнули  приготовить к юбилейному концерту в Крокус Сити Холле?

    Намин: Думаю, что концерт будет   интересным  для всех, а для нас - эпохальным. 6 марта "Цветы", конечно же, сыграют все свои  лучшие песни. Вместе с нами их будут петь   наши  друзья -  Андрей Макаревич, Юрий Шевчук, Николай Носков, Сергей Мазаев, Дмитрий Ревякин  и другие великолепные музыканты. Из Лондона прилетит один из лучших барабанщиков  мира  Иен Томас, с которым  мы  записывались  на  Abbey  Road. На  сцену выйдут   оркестр  "Солисты  Москвы" Юрия Башмета,  московский детский  хор  Валентина Овсянникова, легендарные отечественные группы 60-х "Сокол", "Скифы"  и "Политбюро", которые вместе споют гимн хиппи 60-х "Солнце над нами".

    На концерте мы  представим эскиз нашего нового совместного с группой "Скорпионс" проекта, римейк песни "Wind of Change", который будет записан в ближайшее время в новой аранжировке "Цветов" на русском и английском языках дуэтом Клаусом Майне - автором песни и солистом "Скорпионс" и Олегом Предтеченским - солистом "Цветов".

    РГ: Стас, похоже "Цветы" открывают новую страницу своей биографии. А вы?

    Намин: Знаете, в Лондоне я заново вник во все свои песни и аранжировки и   почувствовал, что во  мне просыпается тот самый юношеский  кайф! Неожиданно для себя самого я  написал  там   музыку  и тексты к новым песням и тогда же понял, что снова готов взять гитару и играть вместе с группой. Так что  6-го марта  вы увидите меня на сцене.

    Досье

    Цветы (в 1976-1980 "Группа Стаса Намина") -  группа, созданная  в 1969 г. гитаристом и автором песен Стасом Наминым (творческий псевдоним Анастаса Микояна).  Одна из первых групп, привнесших элемент рок-музыки на советскую эстраду. В дискографии группы  14 альбомов и синглов, в советское время фирма "Мелодия" продала более 60 миллионов  пластинок "Цветов".

    10 самых известных песен группы "Цветы"
    1.Звездочка моя ясная
    2. Есть глаза у цветов
    3. Рано прощаться
    4. Старый рояль
    5. Летний вечер
    6. После дождя
    7. Богатырская сила
    8. Юрмала
    9. Мы желаем счастья вам
    10. Ностальгия по настоящему 

    Поделиться