19.02.2010 00:15
    Поделиться

    Журналист Алексей Егоров: Чем опасны популярные лекарства

    Специальное расследование на злободневную тему лекарств подготовил журналист НТВ Алексей Егоров, автор цикла "История всероссийского обмана".

    Новый фильм этого цикла, который можно будет увидеть на НТВ 19 февраля в 21.00, называется "Лекарства. Заговор против здоровых" и рассказывает он в том числе и о том, как коммерческие фирмы подсаживают людей на лекарства.

    Подробности для "РГ" раскрывает автор.

    Российская газета: В чем заключается заговор против здоровых? Неужели аптекари хотят погубить здоровье нации?

    Алексей Егоров: Почему же только аптеки? Фарминдустрия в наши дни - это, в первую очередь, бизнес, и только потом борьба за здоровье пациента. А что касается аптек - простой эксперимент. Провести его может любой из вас. Зайдите в аптеку с вопросом: что у вас есть от кашля? Мы обошли десяток аптек разных фирм, и все как один предлагают препарат за несколько сотен рублей, хотя от кашля вполне могли бы помочь таблетки и за 30 рублей. Но их не так выгодно продавать. Мы доказали, что в ряде случаев совет аптекаря небескорыстен. Довольно часто с каждой проданной упаковки аптека получает процент от поставщика лекарства.

    РГ: Чем отличается ситуация с лекарствами у нас в стране и за рубежом?

    Егоров: Во-первых, антибиотики ни в одной цивилизованной стране мира вы не купите без рецепта врача. В Европе гораздо меньше, чем у нас, препаратов в свободной продаже. Для этого просто стоит посмотреть на прилавки у них и у нас. Кроме этого, возьмите список десяти самых популярных лекарств в России и, скажем, такую же десятку из США. Там будут препараты, названия которых у нас и не слышали. Что же касается нашей десятки - оказывается, в этом списке много "пустышек" - препаратов с недоказанным терапевтическим действием.

    РГ: Насколько я знаю, существенная часть вашего фильма посвящена антибиотикам, почему вы считаете, что применение антибиотиков опасно и на основании чего делаете выводы?

    Егоров: Конкретная таблетка антибиотика, которую вы пропили в соответствии с назначениями врача, конечно, не опасна. Опасно бессистемное потребление антибиотиков. И это утверждаем не мы, а врачи-инфекционисты, которые с уверенностью говорят о том, что в половине случаев лечения антибиотиками можно избежать. Скажем, существует повсеместная практика, когда антибиотики пьют при гриппе, хотя, как выяснилось, вирусные заболевания не лечатся антибиотиками.

    Плюс к этому мы постоянно потребляем антибиотики вместе с едой. Нами была проведена большая проверка. И выяснилось, что антибиотики присутствуют не только в мясе, в том числе и в курином, об этом мы рассказывали в программе "Мясо. История всероссийского обмана", но иногда и в молоке, в сыре и, что самое удивительное, в меде. Получается, сами того не желая, мы употребляем антибиотики практически всегда.

    РГ: Еще одна проблема с лекарственными препаратами - цены на них существенно разнятся в аптеках.

    Егоров: Это вопрос о том, как продать. Мы ездили в Индию и были удивлены таким фактом: крупный индийский завод выпускает фактически один препарат. В Индии он стоит копейки. Потом этот же препарат идет к нам в Россию. Здесь его упаковывают в блистеры (пластиковая упаковка с алюминиевым покрытием) и пишут "сделано в России". Цена препарата, естественно, возрастает. А ведь на том же индийском заводе выпускаются лекарства для многих стран. Сделанный в Индии, упакованный в Европе, все тот же препарат у нас будет стоить еще дороже. И это только один из способов поднять цену.

    РГ: Вы вводите в фильме такое понятие, как "медрепы", что это за люди и в чем их опасность?

    Егоров: Это понятие вводим не мы. Медреп - это профессия, давно известная любому практикующему врачу. В России людей этой профессии называют медпреды - медицинские представители. Их задача - ежедневно наносить визит врачам и уговаривать их работать только с данным конкретным препаратом. То есть выписывать пациентам препарат именно той фармкомпании, представителями которой они являются. Конечно, толковый врач информацию медпреда только примет к сведению, и не более того. А вот "коммерческие врачи" (так их называют за глаза) с каждого рецепта имеют пусть небольшую, но все же денежку.

    РГ: Легко ли вам было работать над программой, все ли герои истории шли на контакт?

    Егоров: На контакт шли легко, тяжело было уговорить тех же бизнесменов от фармацевтики рассказать на камеру то, чем они с легкостью делились в приватных беседах. Вот пример той откровенности, которой мы добились: один из владельцев крупной фармкомпании рассказал, как ему не давали войти на рынок, но стоило бизнесмену проявить принципиальность, без взяток и откатов поучаствовать в аукционе, и цена на тот препарат, который обычно закупался по 7800 рублей, вдруг резко упала до 46. То есть в 170 раз! Ну где вы еще увидите такие "скидки"?

    Поделиться