18.02.2010 00:20
    Поделиться

    В Москве пока только один многоэтажный паркинг

    Многоэтажный гараж не требует просторных участков, что особенно актуально для центра Москвы.

    Не требует он и перекладки многочисленных коммуникаций, часто превращающей цену машино-места в стоимость квартиры в Подмосковье. Почему же тогда многоэтажный механизированный паркинг, еще в апреле прошлого года построенный на улице Академика Королева, вл. 19, до сих пор остается единственным в городе?

    "Пусть уж лучше гараж построят..."

    Собрание жителей двух соседних домов - номер 4 по улице Лесной и номер 54 по Тверской-Ямской, на которое пришли всего 18 человек, началось с упреков в адрес управы Тверского района.

    - Специально назначили на понедельник, да еще на 18.00, когда только заканчивается рабочий день, чтобы люди не успели!

    Борис Лопотухин, зам. главы администрации района по строительству, судя по всему, на конфронтацию не был настроен:

    - Если потребуется, соберемся еще и пять, и семь раз, и все, кто захочет, смогут принять участие в разговоре.

    - Не потребуется! Если вы решили реанимировать проект строительства подземного гаража вместе с банком на месте существующего ЦТП, против которого мы выступали пять лет назад.

    Стремление к миролюбию не изменило Лопотухину:

    - Если помните, я тоже был против него. Сейчас другая идея. Пришли люди и говорят: посмотрите, насколько заставлены машинами ваши дворы, мы можем помочь их разгрузить. Хочу сразу сказать: никакого насилия не будет. Тем более что строительство предлагается за ваши деньги. Будете против - стройки не будет. Но прежде чем принять решение, давайте выслушаем суть предложения.

    Информация Якова Качко - генерального директора фирмы, рассказавшего о том, что для тринадцатиуровнего паркинга на 50 машино-мест вполне достаточно площадки 11 на 11 (как раз на таком кусочке асфальта у жителей этих домов сейчас стоят 8-10 машин!), прозвучала в гробовой тишине. Внешне не отреагировали собравшиеся и на цену машино-места, которое можно выкупить в собственность за 690 тысяч рублей. Лишь одинокий женский голос с места протестующе напомнил:

    - Лужков говорил, "народный гараж" должен стоить не дороже 350 тысяч!

    - Как есть машины комплектации дорогой и дешевой, так и гаражи бывают разные, - не смутился Качко. - Наш - дорогой. Зато он теплый, с надежным немецким оборудованием. Я ни на минуту не сомневаюсь в том, что через полтора года вы, если захотите, продадите его за 50 тысяч евро.

    После просмотра ролика на ноутбуке, собравшихся словно прорвало. Посыпавшиеся вопросы напоминали допрос с пристрастием:

    - Мы задохнемся от ваших машин!

    - Машины не наши, а ваши. Сейчас они занимают 1400 квадратных метров, а в паркинге им будет достаточно 121.

    - Что будет с детской площадкой?

    - Ее не тронем.

    - Вы будете иметь долю и сдавать часть машино-мест в аренду?

    - Нет. Паркинг целиком строится для жителей ваших двух домов.

    И наконец:

    - Когда платить?

    Услышав, что лишь после окончания стройки, молодой человек, сидевший рядом со мной, заключил: "Пусть уж лучше для нас этот гараж построят, чем рано или поздно сюда все равно воткнут какой-нибудь офис!" Судя по тому, как народ потянулся к Качко за подробностями, куда писать заявление тем, кто решит выкупить машино-место, примерно такой же вывод сделали для себя и большинство остальных участников собрания.

    На "шатле" вверх

    Мы же с водителем "РГ" Сергеем Курпяевым отправились своими глазами посмотреть на первый уже построенный в России и в Москве многоэтажный автоматизированный паркинг. Башню из стеклопакетов, аккуратно вписавшуюся в пейзаж Останкинского телецентра, отыскать труда не составило. У ворот оператор паркинга Андрей Королев вручил пластиковую карточку для постоянных клиентов и предложил Сергею самому поставить машину под его руководством. Легкое прикосновение пластиком к паркомату - и въездные ворота паркинга открылись. Автомобиль оказался на круглой площадке подъемно-спускового механизма - "шатле", так здесь называется лифт, который поднимет его на нужное машино-место. Но сначала Сергей должен убедиться, что машина поставлена точно - маленький светофор слева мигнул зеленым, значит, получилось. Дальше оставалось лишь читать таблички: "Отключи сигнализацию" (лифт начнет движение, сигнализация сработает и вся парковка превратится в сплошную музыкальную шкатулку, поясняет Андрей), "Поставь машину на стояночный тормоз"... Далее водитель направляется в комнату клиента. В ней - еще один паркомат, у которого достаточно выполнить пару несложных команд и наша "Ауди" взмывает вверх. "Вначале паркинг будут обслуживать четыре оператора - по восемь часов каждый, - рассказывает Андрей. - Когда люди освоятся, можно перейти на самообслуживание, как на Западе".

    А если в доме, как на Лесной, живут сплошь чиновники, которые едут к 9 утра и все одновременно захотят взять машину? Выстроится очередь? "Не успеет, - успокаивает Андрей. - На второй этаж вы поставили машину за две секунды, за столько же снимете ее. Значит, если будут снимать 20 машин одновременно, потребуется минут 10. Ну, выпьете за это время чашечку кофе - мы планируем поставить в комнату клиента кофе-машину". "А если машину надо снять с девятого уровня?" - не унимаемся мы. "Засекайте, ставим на девятый". На сей раз Сергей самостоятельно, без всяких подсказок отправил авто на девятый. Действительно, потребовалось 53 секунды.

    "Класс, на улице мороз, а в паркинге, да и в машине - тепло как дома", - обычно сдержанный Сергей явно доволен экспериментом. Но вопросы у него еще остались: "А если ваша хваленая автоматика откажет?" Оказывается, есть аварийный дизель-генератор. Мне же непонятно другое. Во-первых, почему же эта чудо-парковка пустует в самый разгар рабочего дня? Далее, почему она единственная на всю Москву? Почему подобные не растут как грибы по всей столице?

    Бюрократия непобедима

    Паркинг на улице Академика Королева построен по заказу "Останкино" для сотрудников Первого телеканала. А ночью паркингом будут пользоваться жители близлежащих домов - они смогут поставить туда свое авто за 30 рублей в час. "В апреле на торжественное открытие к нам приезжал мэр Москвы Юрий Лужков, - рассказывает Качко. Ему понравилась технология, сказал, что такие паркинги необходимо строить по всему городу и дал поручение подобрать участки..." И что же? "Участки подбираем, в частности, смотрим сейчас на Цветном бульваре, на набережной Академика Туполева и других. Проблема в другом".

    В чем же? Выяснилось, что если на монтаж башни потребовалось 120 дней, то подготовительный этап - с подбором земли, согласованием проектно-сметной документации занял более трех лет.

    О том, что именно бюрократия тормозит больше всего в реализацию программы "народный гараж", говорил недавно на "Деловом завтраке" в "РГ" и руководитель департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко. Берясь за программу, столичные власти ставили перед собой цель сократить этот срок хотя бы до полутора лет. Увы! Судя по тому, что готовые и народные гаражи и механизированные паркинги стоят, а эксплуатировать их нельзя, воз, что называется, и ныне там. Невольно возникает вопрос: если дело так пойдет и дальше, откуда же возьмутся запланированные к 2025 году 8,2 миллиона квадратных метров разного типа механизированных паркингов? Ведь по расчетам чиновников на их долю к этому времени будет приходиться 51,1 процента всех машино-мест прежде всего у офисов, торговых центров, театров и ресторанов. Но вот год из отпущенного времени уже прошел, а парковки по-прежнему значатся большей частью лишь в планах.

    Досье "РГ"

    Автоматизированные паркинги в последнее время распространяются по миру с невиданной скоростью. Их пристраивают к глухим торцам зданий, размещают на небольшом клочке земли, между отдельно стоящими близко расположенными зданиями.

    В Японии, например, с 2006 года построено 79 тысяч таких паркингов, из них - 22 тысячи в Токио на 588 тысяч машино-мест.

    Популярностью пользуются они также в Мадриде, Гамбурге, городах Швейцарии, Италии, Голландии.

    В Германии за последние 3 года построено 78 таких башен. Неподалеку от Страсбурга в маленьком немецком городке Кель-Бодесваер, расположен диспетчерский пункт, с которого по компьютеру можно управлять механизированными паркингами, размещенными по всей Европе.

    Кстати

    Продажа машино-мест в механизированных паркингах - московское ноу-хау, на котором настаивает правительство города, пообещавшее москвичам гаражи в собственность.

    Сумма 690 тысяч рублей за одно машино-место складывается из следующих затрат:

    451 тыс. руб. - стоимость оборудования;

    72 тыс. руб. - фундаментная плита;

    34 тыс. руб. - облицовка;

    133 тыс. руб. - прокладка инженерных коммуникаций.

    В других городах подобными паркингами обычно владеют либо частные лица, либо фирмы, сдающие их в аренду. Стандартная цена - от одного до трех евро в час.

    Поделиться