15.02.2010 00:15
    Поделиться

    Актеру, писателю, поэту и знаменитому пушкинисту Владимиру Рецептеру исполнилось 75 лет

    Повезло же ему родиться накануне Сретенья - одного из самых красивых христианских праздников встречи. Его собственная встреча с Пушкиным предопределила не только очертания его собственной жизни, но и жизни одного из самых нетривиальных фестивалей России - Пушкинского театрального фестиваля, который ежегодно вот уже почти 20 лет проходит в Пскове и Пушкинских Горах в скорбные дни дуэли и смерти Поэта.

    Фестиваль - детище Владимира Рецептера. Знаменитый актер, писатель, поэт и пушкинист, многие годы посвятил удивительному занятию - попытке понять очертания русского театра, которые Пушкин не только прозрел, но и осуществил в своей поэзии, прозе, статьях и драматических текстах.

    Кроме создания Пушкинского театрального центра, Пушкинского фестиваля Рецептер набрал актерский курс в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, целиком основанный на работе с пушкинскими текстами. Он буквально одержим попыткой расшифровать пушкинскую тайнопись. Одна из вех на этом пути - его исследовательская работа, посвященная "Русалке", в которой он утверждает, что это было последнее драматическое сочинение поэта, его театральное завещание, созданное в 1836 году, а вовсе не в 1832-м, как полагали пушкинисты-академики.

    День своего рождения Владимир Эммануилович Рецептер как всегда провел в Пскове, на фестивале, посвященном Пушкину. 14 февраля на сцене Псковской драмы он сыграл Бертрана в пьесе "Роза и Крест". В прошлом, юбилейном для БДТ, году Рецептер поставил на его сцене пьесу Блока, с которой связано рождение этого легендарного театра. Впрочем, и сам Рецептер давно стал частью этой легенды, сыграв там "Гамлета", "Мещан", "Горе от ума"...

    прямая речь

    Владимир Рецептер: Мне сказали однажды простую вещь: ты просто поэт, а пришел в прозаический театр. Я действительно все время мечтал о Шекспире, Блоке, Пушкине. Правда, смею надеяться, в какие-то спектакли Товстоногова я вписывался очень внятно. Эфрос меня, кстати, первый раз увидел и поманил именно после товстоноговских "Мещан". Это действительно было чудо. И ощущение полного счастья, небывалого ансамбля. У меня есть одна строчка в стихах: "Живая тоска по живому". Я думаю, что Товстоногов всю жизнь тосковал по живому, продираясь через все то, что им не являлось.

    Свою судьбу не напишешь. Судьба в другом. Может быть, как раз в том, что мне нужно было оказаться один на один с жизнью. Я всю свою жизнь существовал как одиночка на сцене. Я сыграл "Гамлета" в декабре 1963 года. А потом - библиотека Ленина и сразу зал Чайковского по четыре-пять-шесть раз в сезон. Потом - Пушкин, Достоевский. Это была моя вторая (не товстоноговская) биография, в которой я был один, в театре одного актера. И каждой из этих биографий хватило бы на жизнь.

    Во всех намешано много. Но некоторые выбирают какой-то столбовой путь и скачут по нему со страшной силой, а некоторые останавливаются, оглядываются, ищут боковые тропинки, движутся туда, куда влечет их жалкий жребий. А потом оказывается, что этот жребий не так уж и жалок, а боковая тропинка - столбовая дорога. Главное - не бояться жизни.

    Поделиться