11.02.2010 00:17
    Поделиться

    Молодой кинорежиссер поставил в петербургском БДТ известную пьесу Арбузова о блокадном Ленинграде

    Молодой петербургский режиссер Евгений Семенов выпустил две премьеры - в театре и кино.

    Спектакль "Мой бедный Марат" по пьесе Алексея Арбузова на малой сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова и фильм "Как поймать магазинного вора", снятый на "Ленфильме". В одной из главных ролей в картине - Александра Куликова, актриса БДТ. Она же играет Лику в спектакле "Мой бедный Марат".

    Российская газета: Евгений, как вы решились на театральный эксперимент? Почему пришли именно в БДТ? Потому что там работает ваша жена, актриса Александра Куликова?

    Евгений Семенов: Тут многое совпало. В кино не только у меня нет сейчас возможности снимать то, что хочу. Даже маститые режиссеры либо простаивают, либо переключились на сериалы и рекламу. А театр - это уникальная возможность встретиться с хорошей драматургией, интересной темой.

    Я пришел к Темуру Чхеидзе с пьесой Алексея Арбузова "Мой бедный Марат", с просьбой разрешить мне постановку. Темур Нодарович согласился, посмотрев мои фильмы. Почему я выбрал БДТ? Основная причина: здесь Саша. Но по большому счету этот театр мне ближе других. Скажем, в театр N я бы точно не пошел, не вписался бы там в общую "концепцию". В БДТ, как мне кажется, в центре режиссуры остается работа над характерами, внутренним миром людей, человеческими взаимоотношениями. Всюду мода на "аттракционы". Они привлекают зрителя, но мне не по душе преобладание формы над содержанием. В БДТ этого, слава богу, нет.

    РГ: Как театральный мир принял "чужака"?

    Семенов: Даже не знаю. Я приходил на репетиции, и мы работали чуть ли не сутками. Спал по два часа. Все-таки было трудно: впервые ставлю в театре, все для меня новое, непривычное.

    РГ: Как рождался спектакль? В муках, спорах?

    Семенов: Очень тяжело. Не хватало времени. Пока спектакль "хромает", есть над чем работать, и в ближайшие дни у меня будет возможность кое-что поправить.

    РГ: Дрожали, когда сдавали спектакль худсовету? Ведь там именитые товстоноговцы.

    Семенов: Нет. Я не лукавил, когда делал этот спектакль, не пытался никому угодить, поступал так, как мне казалось правильным. Соответственно, не вижу причин чего-то бояться. Я не стеснялся обращаться за советами к Чхеидзе. Он ни во что не вмешивался, но, не скрою, многое подсказал.

    РГ: Для Петербурга "Мой бедный Марат" - это незабываемая Лика - Алиса Фрейндлих в постановке Игоря Владимирова. Вы обречены на сравнения.

    Семенов: Алиса Бруновна смотрела наш спектакль, он ей не понравился. Совершенно не боюсь сравнений. Я видел в записи постановки Владимирова в Ленинграде, Эфроса в Москве. У нас совсем другой спектакль.

    Когда мы начали репетировать, я услышал такие слова: "Кому сейчас нужен такой спектакль? Кто это будет смотреть?!" Конечно, у меня не было задачи ставить только для людей, знающих о блокаде. Прежде всего я думал о молодом зрителе, но мне очень хотелось, чтобы спектакль понравился блокадникам, потому что самое большое сожаление испытываешь, когда работу не принимают пожилые зрители. Я видел, как уходили со спектакля, - это больно. Но видел и другое - как люди плакали. Один пожилой человек сказал: "Мне не все ваши решения понятны, но у меня возникло странное ностальгическое чувство, я узнал в ваших героях своих друзей, они были такими".

    РГ: Классическая схема: режиссер подбирает пьесу, где в главной роли будет блистать его жена. Александра мечтала сыграть Лику?

    Семенов: Вовсе нет. Многие ошибочно считают, что пьеса подбиралась под Сашу, что это ее бенефисный спектакль. Обратите внимание, в пьесе у героини нет ни одного монолога, а у Леонидика их два, а Марат в кульминации нашего спектакля произносит 12-минутный монолог. Главная причина выбора именно этого произведения - тема. Все-таки это наша, ленинградская история. Вообще трудный для режиссера вопрос, почему он выбрал для постановки тот или иной материал. Однажды я разговаривал с режиссером Алексеем Балабановым, он на подобные вопросы отвечает: "Мне так захотелось". Вот и мне нравится эта пьеса, эта история, она дышит нашим городом. Наверное, в другом городе и при других обстоятельствах она не могла произойти. Ведь это не просто военная история и любовный треугольник, это блокадный Ленинград. Мне было интересно понять, как блокада повлияла на взаимоотношения наших героев - в той, другой, мирной жизни. Молодые люди могут об этом не задумываться, но до сих пор мы все, наши умы, наши поступки - результат насилия и унижения.

    РГ: Удивила вас актриса Куликова во время репетиций?

    Семенов: Удивила! Саша в кино и Саша в театре - два разных для режиссера "инструмента". Оказалось, что в театре с ней работать легче и удобнее, это совершенно другой человек, она блестяще работает на сцене. В кино дорог типаж, сноровка, опыт, в театре важна личность самого артиста. Как бы ты ни был хорош в режиссуре, если нет артиста - нет спектакля. В кино не так.

    РГ: Александра Куликова - ваша муза. Вы снимаете ее в кино, в театре спектакль с ней выпустили. Знаю, что еще вы пишете песни. Посвящаете супруге?

    Семенов: Да, Саша - моя муза. Снимал ее и буду снимать. Песен жене не посвящаю, они для этого не годятся. Но музыка - это тоже наше совместное, Саша великолепно поет.

    РГ: Несколько слов о вашей новой картине со странным названием "Как поймать магазинного вора".

    Семенов: Конечно же, это название - шутка. Наша картина прежде всего веселая, сделана для зрителя, для хорошего настроения, при этом не пошлая. Деликатно, незаметно мы попытались заложить в нее серьезную идею.

    РГ: Чего ждать от вас дальше?

    Семенов: Пишу сценарий. Надоело переделывать чужие, пора уже свои сочинять. О чем он? Скажу только, что эта история обо мне. Хочу продолжить работу в театре, но точных планов пока нет.

    Справка "РГ"

    Евгений Семенов, 26 лет. В 2005 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (мастерская Владимира Бортко и Искандера Хамраева). В студенческие годы работал ассистентом на студии "Ленфильм". Снял телевизионные фильмы "Чужая память", "Танец живота".

    Прямая речь

    Темур Чхеидзе, художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова:

    - Я видел фильмы Евгения Семенова, там есть интересные эпизоды. По-моему, он вполне профессионально работает. Поэтому я решил, что стоит рискнуть и разрешить ему постановку в нашем театре. Естественно, в спектакле есть сцены, над которыми еще надо работать. Но это любопытно. То, что молодой кинорежиссер пробует себя на сцене, пойдет ему на пользу. Он из тех, кто не только подает надежды, но будет набирать обороты. Надеюсь, все у него получится.

    Владимир Светозаров, народный художник России, художник-постановщик студии "Ленфильм", лауреат Государственной премии:

    - Как сказал один мудрец, жизнь человеческая измеряется не годами, а делами. Жене всего 26 лет, а сделал он много. Он поставил спектакль в ведущем театре города. Его телефильмы, сериалы не похожи на стандартное "мыло". В жестокое нынешнее время, когда кинопроизводства практически нет, он снял полнометражную картину на "Ленфильме".

    У Жени есть мощный мужской режиссерский характер. Ему, такому молодому, трудно было выдержать натиск редакции, дирекции, людей, которые со всех сторон советовали: сделай в сценарии так, возьми другую актрису, переделай финал и т. д. И Женя, зная, чем это грозит (его могли просто отстранить от постановки, и его путь на "Ленфильм" был бы потом тернист), мужественно сражался и настаивал на своем. Это не было тупым упорством. Если ему советовали умные вещи, он с удовольствием обсуждал, принимал. Таким характером обладать сложно. Я даже завидую ему.

    Женя потрясающе работает с актерами. Он очень искренне любит кино, живет своим любимым делом. Это редкое качество для нынешних молодых людей. Я ни разу не слышал от него разговоров про размеры гонораров, про марки машин или часов. Нельзя сказать, что он скучный человек, помешанный только на кино. Нет.

    После работы над картиной "Как поймать магазинного вора" мы с Женей расстались друзьями.

    Поделиться