11.02.2010 00:17
    Поделиться

    В Суздале завершена реставрация Спасо-Евфимиевского монастыря

    В Суздале завершена реставрация Спасо-Евфимиевского монастыря - первой обители, где в советское время был открыт музейный комплекс.

    "В ноябре 1959 года я впервые вошла через массивные тюремные железные двери Спасо-Евфимиевского монастыря. Как член комиссии по амнистии я оказалась здесь, в исправительной колонии, где находилось 250 девочек. Жили они в Братском корпусе, швейный цех находился в тюремном корпусе, кругом - огородные грядки... Я и предположить не могла, что это место скоро станет частью моей жизни", - написала генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова в своей книге "История. Судьба. Музей".

    Послереволюционная судьба древнего суздальского монастыря мало чем отличается от судеб монашеских обителей в городах и весях России - закрытие и перепрофилирование, а параллельно - разорение и разрушение. Сначала его превратили в тюрьму для политических, затем - военнопленных, потом - в колонию для мальчиков, колонию для девочек.

    Но вскоре судьба монастыря круто изменилась. После известного постановления Совмина СССР 1967 года "О создании туристического центра в г. Суздале" ему отводилась роль гостиничного хозяйства. В Братском корпусе планировалось открыть гостиницу для туристов. В проекте было размещение в обители ресторана, кинотеатра, теннисного корта и даже... танцплощадки.

    Однако, когда героическими усилиями реставраторов монастырские здания были приведены в первозданный вид и оставалось приспособить огромные палаты под гостиничные номера, Аксенова взбунтовалась. Неужели такая грандиозная научная реставрация проводилась для того, чтобы потом начать городить перегородки? Ну а если их не городить, какой смысл открывать номера на 20 коек?

    Смелая и рискованная по тем временам речь директора на съезде Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, несмотря на выговор обкома, была услышана наверху. Аксенову поддержал тогдашний заместитель председателя Совета министров РСФСР Вячеслав Кочемасов. Монастырский комплекс вошел в состав огромной музейной империи. Так началась первая в стране музеефикация (именно этот громоздкий термин используют специалисты) целого архитектурного ансамбля.

    И вот итог. Территория монастыря, где свалки соседствовали с доведенными до плачевного состояния памятниками, превращена в "музейный град" с десятью уникальными экспозициями, среди которых "Золотая кладовая", "История суздальских монастырей", "Книга шести столетий", единственный в России музей реставрации "Побеждая время", выставочным залом, хранилищами для фондов и реставрационными мастерскими.

    И восстановление каждого объекта - своя захватывающая история. Взять звонницу на колокольне главного Спасо-Преображенского собора монастыря. Чтобы она зазвучала, музейщики с мандатом собирали колокола по всей области, а последний, самый большой, нашли на свалке цветмета в Кишиневе.

    Алиса Аксенова рассказала, что в далеких 70-х, когда за создание музейного комплекса в Спасо-Евфимиевском монастыре музей-заповедник был отмечен Государственной премией РСФСР, проблем с финансированием реставрационных работ не было.

    В 1992 году Спасо-Евфимиевский был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Начало последней крупномасштабной реставрации памятника XVI-XVII веков музейщики датируют 2003 годом. Весной здесь произошла катастрофа: часть мощной монастырской стены вдоль реки Каменки обрушилась, а другая, протяженностью 80 метров, наклонилась на 30 градусов, готовая вот-вот упасть.

    Не было денег, распалась известная на всю страну владимирская школа реставраторов. В этих условиях даже такой "неисправимый оптимист", как директор, не верила, что увидит окончание работ. И вот сегодня музей предлагает туристам прогулку по боевым ходам монастырских стен с двенадцатью башнями, протяженностью более километра.

    Очередное чудо? Пожалуй, да. На реставрационные и инженерно-укрепительные работы было выделено около 340 миллионов рублей по федеральной адресной инвестиционной программе "Культура России", добавили и свои, заработанные на экскурсиях миллионы. Музейщики поставили цель собрать на одной площадке ведущих специалистов реставрационного дела в России и осуществили задуманное. Памятник ЮНЕСКО спасали не менее девяти организаций, известных возрождением таких уникальных памятников, как Московский Кремль и Государственный исторический музей, Дом Пашкова и Храм Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя и Гостиный двор в Москве.

    О масштабах работ свидетельствуют цифры. Для укрепления фундаментов пробурено 2620 скважин и в образовавшиеся за долгие годы пустоты залито 1400 тонн специального бетонного раствора. На предотвращение оползневых процессов на склон реки Каменки уложено 200 квадратных метров металлической сетки и насыпано 40 железнодорожных вагонов гранитного щебня. А общая площадь стен, покрытых вручную защитной известковой обмазкой, составила более 30 тысяч квадратных метров!

    Среди героев этой эпопеи - главный архитектор проекта по реконструкции объектов монастыря Мария Горячева, кандидаты технических наук Юрий Коваль и Виктор Кувшинников, кандидат искусствоведения Александр Скворцов и другие. И перечисляя всех поименно, Аксенова сказала:

    - Эти люди канонизированы в рамках музея.

    Ну а заключительным аккордом в деле возрождения архитектурного ансамбля стала подсветка. Давняя мечта Алисы Аксеновой сделать музейный комплекс световым "оазисом" осуществлена, конечно же, с применением самых современных энергосберегающих технологий. И теперь с наступлением темноты величественный "музейный град" становится похожим на сказочный.

    Поделиться