04.02.2010 00:22
    Поделиться

    Выпускники петербургской спецшколы ВВС отметили 70-летие своего учебного заведения

    Последний выпуск спецшколы Военно-воздушных сил был 55 лет назад, но до сих пор постаревшие "спецы" - так называют себя выпускники - собираются, чтобы отметить день рождения своей школы.

    С каждым годом их становится все меньше, а на расчет выходят далеко не все выпуски...

    Кузница летных кадров

    Начало спецшколам ВВС было положено в 1940 году постановлением Совнаркома "Об организации специальных военных средних школ Военно-воздушных сил". Обучение для восьмых - десятых классов развернули в нескольких городах на базе обычных школ, дополнив общеобразовательную программу основами авиационного дела и общевойсковыми дисциплинами. Отбор учеников был строгим, среди обязательных требований - хорошая успеваемость и отличное здоровье, ведь в будущем этим юношам предстояло влиться в летные кадры страны.

    В 1955 году систему военных спецшкол упразднили. За пятнадцать лет ими было подготовлено около 40 тысяч будущих авиаторов.

    Каждую зиму ленинградские "спецы" собираются, чтобы отметить день рождения своей школы. Готовят стенды со старыми фотографиями, где все они молодые и веселые, хохочут, вспоминая подростковые проказы, грустнеют, говоря о тех, кто уже ушел из жизни, и дружно поют "Все выше, и выше, и выше...". Непременный элемент встречи - торжественное построение выпускников. Звучит команда "Равняйсь! Смирно!" - и "спецы", многим из которых далеко за семьдесят, выпрямляют спины, расправляют плечи и удивляют совершенно юношеским задором в глазах.

    На последнюю встречу, посвященную юбилею родной школы, собралось немногим меньше ста выпускников спецшколы.

    Валенки - одни на всю комнату

    Одна из крупнейших спецшкол ВВС - 2-я Ленинградская - находилась на проспекте Стачек (после войны переехала на Московский проспект). Ее первым воспитанникам пришлось особенно сложно, ведь годы их учебы пришлись на Великую Отечественную. В первую блокадную зиму подростки наравне со взрослыми патрулировали улицы города, обслуживали эвакопункты и помогали медсестрам. Тех, кто выжил, в феврале 1942 года эвакуировали в город Ойрот-Тура (ныне - Горно-Алтайск) Алтайского края. Здесь "спецы" жили до конца войны: заготавливали дрова, трудились на полях, ухаживали за скотом и в то же время учились - несмотря ни на что, процесс подготовки летных кадров должен был проходить в соответствии с планом наркоматов просвещения и обороны.

    - Нам, подросткам, все время хотелось есть, причем по-страшному, - рассказывает профессор Эдгар Платонов, выпускник 2-й Ленин-

    градской спецшколы 1947 года. - Чтобы выкрутиться, меняли школьные принадлежности на еду. Для учебы нам хватало одной тетради на троих, а две оставшиеся относили на рынок и отдавали в обмен на шаньги - очень вкусные картофельные лепешки. Спали тоже вместе, сдвинув кровати, иначе в морозы никак. На стенах - иней, а валенки - одни на всю комнату... Когда мороз переваливал за пятьдесят градусов, уроки из общего корпуса переносили в спальни, вместо парт мы устраивались на кроватях.

    Пока силы не иссякнут

    Мобильный коллектив Ленинградской спецшколы активно использовали на самых разных работах, не считаясь с юным возрастом воспитанников - в военное время на это никто не обращал внимания.

    - Я занимался живностью - пас овец и доил коз. Для ленинградского мальчика это оказалось не так-то просто, да и алтайские козы были полудикими. Доил их три раза в день, и, по сути, на это уходило все время, с утра до вечера, - говорит Эдгар Платонов. - А во время жатвы нас бросали на сбор урожая. Я стоял на току, запуская снопы колосьев в молотилку. Рядом - напарник, который подавал мне вязки. И так мы работали с вечера до утра, обрабатывая то, что женщины и девочки собрали за день. Бывало, напарник терял сознание: работает-работает и вдруг свалится. Тогда подбегал энкавэдэшник, орал и ставил на его место другого - пока у того тоже силы не иссякнут.

    Сложнее всего четырнадцатилетним мальчишкам давалась заготовка дров.

    - Зимой мы ездили валить сосны в сопки. А там снега по пояс и жесткие требования - сосна должна быть спилена у самого комля. То есть, прежде чем приступить, надо основательно разгрести снег, - продолжает Эдгар Платонов. - Сосны большие, в два-три обхвата, а из инструментов у нас только двуручные пилы. Чтобы свалить такую махину, уходил целый день, а потом их еще надо было распилить на части. Очень трудно.

    Заготовленные дрова лежали в сопках до лета, а затем их сплавляли по реке к городу.

    - Помню, ночью нас подняли по тревоге и строем привели на обширную площадку на берегу реки Маймы. Наша задача заключалась в том, чтобы ловить дрова, по цепочке передавать их к берегу и складывать в поленницы, - вспоминает Борис Орлов, который после школы стал летчиком-испытателем. - Разувшись и засучив брючины, а то и сняв брюки совсем, мы попеременно заходили в воду и работали. На берегу разожгли костер, чтобы в пересменки хоть чуть-чуть обогреться и подсохнуть. Как всегда, в сложных ситуациях политработник был тут как тут. Нет, он не влез вместе с нами в ледяное пекло и не стал складывать дрова в поленницы, а говорил, что фронт нуждается в том-то и том-то, а мы своими усилиями помогаем нашим доблестным воинам громить ненавистного врага. Все это мы понимали прекрасно и без его красноречия.

    В списке не значится

    Вот уже два года выпускники 2-й Ленинградской спецшколы ВВС пытаются добиться признания своих трудовых заслуг в годы Великой Отечественной войны.

    - В ноябре 1996 года правительством было принято решение о награждении медалью "За доблестный труд в ВОВ" воспитанников нахимовских, суворовских и других подготовительных учреждений министерства обороны, ведь совмещая труд с учебой, они внесли свой вклад в нашу общую Победу. Был составлен и список учреждений, попадающих под это постановление. Спецшколы ВВС в него почему-то не вошли. Очевидно, составители забыли, что спецшколы, находясь формально в ведении Наркомата просвещения, выполняли заказ Наркомата обороны, - огорчаются ленинградские "спецы".

    Изменить ситуацию у них не получается. В ответ на все запросы из Военного комиссариата приходит сухое: "2-я Ленинградская спецшкола ВВС в списке не значится, оснований для положительного решения вопроса о выдаче удостоверения к медали не имеется".

    - В военкомате мне посоветовали раздобыть справку хотя бы из одного алтайского колхоза, в котором мы работали. Но это абсолютно невозможно, - говорит Борис Орлов. - Ведь как все выглядело? Нас ночью будят, замполит говорит: "Стране нужен хлеб", затем сажают в машины и привозят куда-то в горы, где мы трудимся... мы не знали ни названий, ни местности. Да даже если бы и знали, люди, которые там работали в годы войны, давно уже умерли - какие могут быть справки...

    Очень обижают ленинградских "спецов" упреки в том, что медали нужны им лишь ради льгот. Льготы, говорят они, есть и так. Досадно, что заслуги не признают, да и о самих спецшколах мало кто знает - люди плохо представляют, чем их воспитанники занимались во время войны, хотя работали они ничуть не меньше, чем нахимовцы и суворовцы.

    И еще одна мечта есть у "спецов" - издать книгу о 2-й Ленинградской спецшколе ВВС.

    Прямая речь

    Игорь Лельмеж, выпускник 2-й Ленинградской спецшколы ВВС:

    - У меня собран огромный архив: 350 печатных страниц и около ста фотографий. Сейчас, во время юбилея спецшколы, издание такой книги было бы особенно актуально. Обращались за поддержкой в правительство Санкт-Петербурга, но получили лишь отговорки. Мы надеялись, что представители администрации поймут нас, когда придут на встречу выпускников. Пригласили их и очень ждали. Не дождались.

    Поделиться