04.02.2010 00:25
    Поделиться

    На Смоленщине ищут способы спасения сельских школ

    Год учителя ознаменовался в Смоленской области началом очередного этапа реструктуризации сети образовательных учреждений.

    Процесс сокращения классов, учительских ставок и целых школ тянется много лет, но привести систему образования в соответствие с требованиями федеральных властей пока не удается.

    Учебный перебор

    Смоленскую область упрекают в большом объеме неэффективных расходов в сфере образования: при общем объеме доходов областного бюджета 16,3 миллиарда они достигают 1,5 миллиарда. О чем идет речь? О классах, где учеников меньше, чем должно быть по нормативам. Например, в городской школе в классе должно быть не меньше 25 ребят, а в среднем по Смоленской области - 20, в классах сельской школы - не меньше 14, а здесь - 6,5. Из этого следует вывод, что и учителей больше, чем нужно, да и школ тоже. А если много школ, значит, каждая из них по отдельности получает меньше средств на оборудование и оснащение, в результате чего страдает качество образования. Претензии обоснованные, никто особенно с этим не спорит, но исправлять ситуацию настолько сложно и больно, что не всякий чиновник решится за это браться. И проблема тянется годами.

    Шаповский прием

    Две трети из 520 смоленских школ - сельские, и именно они портят департаменту статистику. При этом все - и областные чиновники, и главы поселений - отчетливо понимают, что закрытие школы в деревне - это крест на будущем населенного пункта. Здесь уже вряд ли будет создано какое-либо предприятие, вряд ли появятся новоселы: нет школы - нет условий для жизни. В результате реформа в Смоленской области идет со скрипом. Порой происходят поразительные события. Одно их них произошло в деревне Шапы Демидовского района, где число учеников в местной школе три года назад практически сравнялось с количеством учителей. Администрация района решила перепрофилировать школу, и перед учителями встала угроза увольнения. Это сейчас главы муниципалитетов обещают, что найдут работу всем сокращаемым педагогам, а в то время к трудоустройству людей власть относилась более равнодушно. Ситуацию осложняло то, что всем учителям шаповской школы далеко до пенсии, а другой работы в деревне для человека с педагогическим образованием, разумеется, не найти. Практически невозможным казался и переезд: нечего и надеяться продать дом в деревне и купить на эти средства квартиру в райцентре. Решение, принятое сельскими учителями, оказалось беспрецедентным - под стать отчаянной ситуации, в которой они оказались. Чтобы сохранить школу, учителя Светлана Егорова, Валентина Платонова и Елена Егоренкова взяли в свои семьи детдомовцев. Почин подхватили другие - в течение года примеру последовали еще семь педагогов. Школа была спасена от закрытия, и первый звонок в тот год прозвучал не для одного, а сразу для четырех первоклашек. Сейчас в Шапах больше тридцати приемных детей, и их число продолжает увеличиваться. А с этого года приемные родители получают ежемесячные выплаты, сравнимые со средней зарплатой по региону - до восьми тысяч рублей за каждого ребенка. Впрочем, нехватки детдомовцев пока не ощущается…

    Яма - позади

    По счастью, есть обнадеживающие тенденции. Так, преодолена демографическая яма: с нынешнего года и до 2017-го включительно число школьников в Смоленской области будет ежегодно увеличиваться на 5-10 процентов.

    - Учитывая это, мы считаем важным сохранение школьных зданий, отвечающих санитарным требованиям и требованиям безопасности. В перспективе по мере роста числа детей в них будет нетрудно возобновить школьные занятия, - говорит начальник областного департамента по образованию и науке Людмила Малютенко.

    Сейчас в таких зданиях размещают фельдшерско-акушерские пункты, библиотеки, дошкольные группы. Смоленские чиновники намерены донести до профильных министерств информацию о росте числа школьников и отстоять на этом основании столько учебных заведений, сколько удастся.

    Позиция федерального руководства известна: решение о закрытии любого учебного заведения должно приниматься индивидуально. И в Смоленской области есть малокомплектные школы и классы, не соответствующие нормативам, но… никто их закрывать не станет.

    - В Сафоновском районе в связи с открытием предприятия по переработке газового конденсата и нового сельскохозяйственного комплекса ожидается увеличение численности населения, и, естественно, школа там необходима, - приводит пример Людмила Малютенко. - В Ярцевском районе идет газификация сельских поселений, строятся коттеджный поселок и животноводческий комплекс. Там также необходимо сохранить школу.

    Стоит отметить, что главы муниципальных районов и сельских поселений принимают живое участие в судьбе школ на своей территории. Любой из них заинтересован в получении дополнительных доходов в местный бюджет, а школа зачастую является тем фактором, который оказывает решающее влияние на решение инвестора о месте размещения нового производства.

    Справка "РГ"

    В 2004-2007 годах в Смоленской области сокращено 136 классов и 1004 учительских ставки, закрыто 46 школ, за два последующих года - еще 329 классов, 1152 ставки и 39 школ. До конца 2011 года планируется сократить 428 учительских ставок и закрыть 28 школ. Достичь норматива наполняемости классов это все равно не поможет: по расчетам департамента Смоленской области по образованию и науке, к концу 2011 года она составит 22-23 ученика в городских школах и около девяти - в сельских. 

    Поделиться