04.02.2010 00:57
    Поделиться

    На Ставрополье все меньше призывников выбирают альтернативную службу

    Из трех тысяч ставропольских новобранцев, призванных минувшей осенью в армию, альтернативщики составляют менее одного процента.

    Здоров и годен

    В крае подвели итоги призыва на воинскую службу. Результаты кампании уже не первый год радуют краевой военный комиссариат.

    - В то время как в некоторых регионах страны существует проблема дефицита новобранцев, на Ставрополье даже был резерв в 700 человек, - говорит заместитель военного комиссара СК Вячеслав Раджабов. - Нормативы по призыву Ставрополье выполнило и по итогам 2009 года. Военный комиссариат края в очередной раз признан лучшим в Северо-Кавказском военном округе. Лучшие мы и по военно-патриотической работе с молодежью.

    В краевую призывную комиссию поступило лишь пять заявлений призывников об отсрочках. В настоящее время более чем из трех тысяч ставропольских юношей, отправленных в войска, альтернативщиков - 18, это менее одного процента. Причем год от года их число в крае уменьшается, а количество солдат-срочников даже на фоне падения рождаемости (сейчас призываются родившиеся в "провальные" 1990-е годы) - увеличивается.

    - В прошлые годы, когда еще не было закона об альтернативной службе, желающих работать в больницах и на почте было полно. Когда же появился документ, количество "пацифистов" резко уменьшилось. Причины, на мой взгляд, такие. Служить в "альтернативных войсках" нужно 21 месяц - в отличие от обычной срочной службы, которая теперь длится год, - анализирует Вячеслав Раджабов. - А также в том, что в 1990-е годы было гораздо больше желающих, что называется, "откосить" от армии. Потому что имидж Вооруженных сил был, можно сказать, на нуле. И ребята, и их родители - все старались разными способами уйти от призыва. Сейчас ситуация поменялась. С появлением "альтернативного" закона количество уклонистов стало убывать. Одновременно у молодежи, да и вообще в стране, поменялось и отношение к армии.

    По словам полковника Раджабова, сейчас среди ставропольских подростков модно быть патриотом в хорошем смысле этого слова. Да и при трудоустройстве работодатели постоянно интересуются, служил ли парень в армии, как служил, присылают запросы в комиссариат.

    - Директора предприятий рассуждают примерно так: если молодого человека даже в армию не взяли, значит, у него проблемы со здоровьем, а зачем нам больной сотрудник, когда вокруг полно здоровых ребят, - объясняет Раджабов. - Второй момент. Если не служил, значит, не умеет подчиняться, выполнять задания, менее дисциплинирован. Ведь из армии мальчишки приходят уже другими людьми. И сами ребята хотят служить, это чувствуется по беседам с ними. Говорят: уж лучше отдать долг Родине и с полным правом принимать поздравления 23 февраля, чем всю жизнь всем объяснять, почему оказался негоден. Сейчас на альтернативную службу идут только по религиозным убеждениям.

    Как сообщает в своем докладе  замначальника Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Василий Смирнов, минувшей осенью пойти по альтернативному пути пожелали всего 269 юношей. Всего же альтернативный долг Родине сейчас отдают 880 россиян.

    С сумкой на ремне

    В их числе - братья Станислав и Владислав Подобы, почти год работавшие на ставропольском главпочтамте. Корреспонденту "РГ" они рассказали, что не захотели служить в Вооруженных силах по идеологическим убеждениям. Братья - приверженцы одного из религиозных течений.

    - Отдаем долг Родине другим способом. В армии учат убивать, - говорит Стас. - А мы придерживаемся Священного Писания, в котором сказано: не убий.

    - А кто же будет Родину защищать? Пусть другие воюют за ваших родителей, семью, детей? - поинтересовался корреспондент "РГ".

    - У нас надежда на то, что их защитят свыше, - был ответ.

    Папа, мама и три сестры Станислава и Владислава проживают в станице Незлобной Георгиевского района края. По заявлению братьев им предоставили альтернативную гражданскую службу в Ставрополе, на главпочтамте. По закону альтернативщикам должны были вместе с работой дать и жилье, но таких возможностей у почтовиков нет, поэтому Подобы сняли квартиру на окраине города. Платили из своего кармана - отдавали хозяину практически все, что зарабатывали почтальонами.

    - В день с газетами и письмами проходили километров по десять, - рассказали солдаты альтернативного фронта. - Но к обеду корреспонденция заканчивалась, мы возвращались на свои рабочие места, составляли отчеты и - домой. Покупать одежду и питаться приходилось за свой счет, готовили сами, а продукты старались привозить из дома.

    Недавно ребята вернулись в Незлобную и продолжают служить на сельской почте. Братьям стало трудно платить за съемную городскую квартиру, поэтому их с главпочтамта с сожалением, но отпустили в родное село.

    Без жалоб

    Чем меньше становится альтернативщиков, тем больше их ценят на гражданской службе. К примеру, на почтовых отделениях не хватает сотрудников, поэтому там очень тепло встречают военнообязанных помощников. Предлагают поработать оператором связи, почтальоном, сортировщиком корреспонденции, водителем, грузчиком, слесарем по ремонту автомашин. Оплата производится согласно штатному расписанию.

    - Проект по организации прохождения альтернативной службы на почте - это прежде всего социально значимый шаг в нашей работе. Ведь речь идет не только об обеспечении почты кадрами, но и о расширении возможностей для молодых людей, желающих исполнить свой гражданский долг, но не приемлющих по тем или иным причинам военную службу, - говорит директор УФПС Ставропольского края Сергей Муратов. - В начале проекта альтернативной службы сотрудники почтамтов, конечно, с опаской относились к ребятам. Но сейчас, когда увидели исполнительную и добросовестную работу новобранцев, просят направить к ним еще людей. Могу с уверенностью сказать, что за два года существования альтернативной службы на почте в Ставропольском крае не поступало ни одной жалобы от наших клиентов. Призывников почтовики встречают очень доброжелательно, но хочу отметить, что мы относимся к ним, как и к остальным сотрудникам, - требовательно. Надеемся, что некоторые из них останутся работать у нас и после службы.

    Мнение

    Сергий Чулков, председатель отдела Ставропольской и Владикавказской епархии по связям с Вооруженными силами:

    - В отношении к воинской службе мы солидарны с государством, считающим, что защита Отечества - это долг гражданина. Так было во все времена, начиная с Александра Невского и заканчивая Великой Отечественной войной. И всегда российские воины честно исполняли свой долг. Ребята, предпочитающие альтернативную службу, часто ссылаются на то, что, мол, этот долг вступает в противоречие с евангельской заповедью "не убий", а воинская служба якобы противоречит постулатам Христовой любви. Но это ложное противопоставление. Если внимательно подойти к ветхозаветному Откровению, то увидим, что оно содержит императив "не убий", но все же говорит о том, что "Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровию пролившего ее". То есть о том, что Отечество нуждается в защите. Ведь в мире, в котором живем, существует столкновение интересов, государственное насилие, войны.

    И сегодня в каждом выпуске новостей узнаем о все новых и новых вооруженных конфликтах, терактах, уносящих человеческие жизни. От насилия нужно уметь защищаться современными методами, а где, как не в армии, постигать эту науку? Однако солдаты, офицеры, генералы несут свою службу не ради того, чтобы убивать, а ради того, чтобы защищать свой народ, свою землю. Воины отдают здоровье, жизни ради того, чтобы жили старики и дети. Чтобы понять отношение православной церкви к воинской службе, стоит вспомнить о том, что каждый день, за каждым богослужением во всех православных храмах России молятся в том числе о стране нашей, о властях и воинстве ее.

    Поделиться