28.01.2010 00:47
    Поделиться

    Представители науки считают проект "Урал промышленный - Урал Полярный" непроработанным

    "Транспортный коридор "Урал промышленный - Урал Полярный": итоги и перспективы" - такой была тема "круглого стола", собравшего в Институте экономики УрО РАН ученых и практиков, представителей государственной власти и общественности, так или иначе связанных с этим масштабным проектом.

    Как подчеркнул директор института академик РАН Александр Татаркин, это уже вторая столь широкая дискуссия по проблематике проекта. За время, прошедшее после презентации в 2005 году, он получил официальное признание и государственную поддержку. Вместе с тем практические шаги нередко осуществляются без должного теоретического обоснования. В частности, при создании транспортного коридора, ведущего на Север вдоль восточного склона Уральского хребта, все еще вразнобой действуют академическая и прикладная наука, центральные ведомства и территории, наконец, сама управляющая компания проекта. Представителям заинтересованных сторон стоило бы совместно скорректировать и уточнить намеченные планы, четче определиться со сроками их реализации, исполнителями и координаторами.

    Подтверждением прозвучавшей критики стал сам состав участников дискуссии. Почему-то "круглый стол" проигнорировали руководители корпорации "Урал промышленный - Урал Полярный". А жаль, ведь сложность проблем, озвученных в ходе обсуждения, никак не приуменьшить их замалчиванием.

    По мнению критиков проекта, главнейшая из этих проблем - несоответствие реальных запасов природных кладовых предполагаемой зоны освоения официально заявленным.

    - Представленные широкой общественности прогнозные ресурсы Северного Урала отражают на самом деле степень его изученности, а не реальные возможности, - выразил общее мнение многих выступавших директор института геологии и геохимии УрО РАН Виктор Коротеев.

    По словам участников обсуждения, в ходе разведки не оправдываются первоначальные прогнозы запасов железной руды, нет оснований для уверенности относительно фосфоритов, хромитов и других полезных ископаемых.

    Изучение подземных богатств Полярного Урала пока оставляет желать лучшего. Руководитель представительства Югры в Екатеринбурге Александр Засухин привел тревожные цифры: разведанные запасы углеводородов в Ханты-Мансийском автономном округе сократились за последние два года вдвое. Пока что госпротекционизм в этой сфере малоэффективен, а местным властям финансировать разведку мешает кризис. Не на пользу геологическим изысканиям и пресловутый разнобой в действиях. К удивлению уральских академиков, научная составляющая проекта практически полностью переместилась в московские институты, что, по мнению выступавших, стало одной из причин неконкретности оценок и выводов.

    Правда, один из ораторов порадовал коллег известием о том, что, по его данным, штаб-квартира корпорации "Урал промышленный - Урал Полярный" скоро переедет поближе к месту реализации проекта - в Екатеринбург. Но это вряд ли позволит быстро исправить недочеты, которые усматривают в проекте критично настроенные специалисты. В формате "вопрос-ответ" выявилось немало изъянов научной проработки проекта. Оказывается, в его первоначальном варианте отсутствовало нефтяное обоснование. Оно появилось лишь тогда, когда выяснилось, что с твердыми ископаемыми не все гладко. Как, впрочем, возникло и предложение рубить северные леса - чтобы было что везти с высоких широт по вновь проложенным дорогам.

    Впрочем, в самой необходимости их строительства не сомневаются даже пессимисты. По мнению ученых-геологов, даже если не подтверждается наличие крупных месторождений одних ископаемых, на Севере можно найти другие: золото, редкоземельные металлы, уран, кварц. И без развитой транспортной системы при этом никак не обойтись. Однако необходимо, чтобы диапазон поиска был научно осмыслен.

    Аналогичные рекомендации высказывают ученые всем создателям транспортного коридора на Полярный Урал. Согласно оценкам участников "круглого стола", его строительство пока идет стихийно - по сути, воспроизводя ведомственный подход советских времен. Между тем жизненно необходимо всестороннее обоснование масштабных строек: геологическое, экологическое, социально-экономическое. Ведь они разворачиваются на территории традиционного проживания коренных народов Севера. Обский речной бассейн обладает крупнейшими рыбными ресурсами. И хрупкое равновесие северной природы должно быть сохранено.

    Понятно, что на все это нужны большие деньги. Специалисты оценивают создание транспортной сети на Полярном Урале и сопутствующей инфраструктуры в сотни миллиардов рублей. Подобные инвестиции под силу только действенному государственно-частному партнерству. Но хвалиться здесь пока нечем. Со стороны бизнес-сообщества инвестируют в проект только нефтяные компании, заинтересованные в транспортировке сырья железнодорожными цистернами. А вот металлургов и представителей других отраслей смущают высокие риски, связанные все с той же недостаточной изученностью региона. Не торопится с финансированием и госказна. За "круглым столом" был приведен обескураживающий факт: инвестиционной программы транспортного коридора все еще нет, хотя решение об этом было принято на самом высоком уровне.

    По мнению участников разговора, слабо используется для привлечения средств международный опыт. Скажем, в Канаде северные территории развиваются во многом за счет доходов от туризма. У нас о таком можно только мечтать.

    В чем собравшиеся были единодушны, так это в том, что открытие транспортного коридора "вверх по карте" как раз и будет способствовать всестороннему развитию российского Севера.

    - Если мы запоздаем с освоением Полярного Урала - туда придут другие! - эмоционально заявил по этому поводу председатель исполкома межрегиональной ассоциации "Большой Урал" Владимир Волков.

    Словом, при всей критичности обсуждения в рекомендациях "круглого стола" нашла отражение огромная значимость мега-проекта. Она объясняется, прежде всего, нынешним дефицитом, который испытывает уральская индустрия в каменном угле, магнетитах, хромитах и марганце, рудах цветных металлов, древесине и других ресурсах. Всем этим обладает Северный Урал.

    Чтобы рационально использовать его богатства, рекомендуется, в частности, "профильным институтам УрО РАН и заинтересованным организациям интенсифицировать работы по комплексному геологическому, экологическому и социально-экономическому изучению территории уральского Севера с целью создания там надежной природно-ресурсной базы с экологически безопасными технологиями ее освоения". Ученые считают необходимым включить в состав этой территории республику Коми и Ненецкий автономный округ, прилегающие к зоне проектируемого транспортного коридора. Наряду с другими шестью субъектами РФ, ранее заключившими соответствующие соглашения, здесь должна быть проведена "достоверная оценка ресурсного потенциала полезных ископаемых с составлением перспективных балансов производства и потребления ресурсов непосредственно в зоне предлагаемых транспортных коридоров, не нарушая при этом стадийности выполнения геолого-разведочных работ".

    Вошла в итоговое решение "круглого стола" и рекомендация провести научно-исследовательские работы по оценке экологических последствий строительства для окружающей среды и коренных малочисленных народов Севера.

    Уральские ученые намерены обратиться к руководству субъектов РФ, заинтересованных в осуществлении проекта, с просьбой о широком включении институтов УрО РАН в его разработку и дальнейшее научное сопровождение.

    Поделиться