28.01.2010 00:18
    Поделиться

    На экраны России выходит фильм Терри Гиллиама "Воображариум доктора Парнаса"

    Фильм Терри Гиллиама "Воображариум доктора Парнаса" еще до премьеры был окутан плотными облаками "привходящих обстоятельств". Трагических, будоражащих воображение толпы. За такими охотится желтая пресса, чтобы немедленно обратить трагедию в дешевую мелодраму.

    Сыграв половину роли, неожиданно умер актер Хит Леджер. И это полностью изменило не только судьбу фильма, но и его смысл.

    Смерть молодой звезды на самом взлете - это как печальная сказка. Вполне в жанре картины. Гиллиам решил ввести эту смерть в состав своего визуального коктейля. Художник творит из любого подручного материала: Фрида Кало, например, увековечила на полотне с натуры трупик своего нерожденного младенца. Так что загробный эксперимент Гиллиама не был первым.

    Полотно Кало осталось в галереях. Останется ли на экранах фильм - уже не знаю.

    Его премьеру в Канне ждали с тем интересом, с каким ходят смотреть мумию. Ждали появления на экранах не актера в образе - шли проститься с Леджером, проживавшим на экране свои последние мгновения. Фильм, который задумывался как философская притча, делался режиссером и актерами как дань памяти другу.

    Актер недоиграл роль наполовину. В любом ином случае с ним умер бы и фильм. Гиллиам нашел выход из безвыходного положения: недоигранное Леджером он раздал трем актерам первой величины. Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл раздвинули свое плотное расписание, приняли эстафету и работали бесплатно, весь гонорар перечислив в помощь осиротевшей семье коллеги. Это было благородно, газеты писали об этом во всех душещипательных подробностях. Гиллиам даже умудрился сказать в фильме свое прощальное слово Леджеру - в эпизоде, когда по реке вечности плывут кораблики с портретами Рудольфо Валентино, Джеймса Дина и других звезд, ушедших в расцвете жизни и таланта. И герой Хита Леджера Тони, уже в облике Джонни Деппа, говорит о том, что все они вовсе не ушли от нас, они остались с нами - молодыми.

    Роль Леджера начинается со сцены, когда его почти задохнувшегося героя вынимают из петли. Явление актеру призрака смерти еще до смерти казалось удивительным и знаковым. Как и то, что Леджер успел сыграть своего Тони в его настоящем обличье полностью, и смерть актера пришлась на момент, когда нужно было приступать к съемкам волшебных преображений его героя. Словно судьба позаботилась о том, чтобы картину можно было закончить. Поэтому Гиллиам уверял, что дальше фильм снимался сам, практически без его участия.

    Мы в Канне шли на премьеру, наэлектризованные этими привходящими обстоятельствами. Они жестко регламентировали восприятие картины, делали ее не столько событием искусства, сколько художественным приложением к газетной хронике. Появление на экране Леджера вызывало щемящие чувства, какие вызывает портрет улыбающегося человека, установленный за его гробом.

    Прошло время. Газеты давно пишут о других событиях и человеческих трагедиях. Леджер занял свое место в памяти кинозрителей рядом с другими прекрасными актерами, которых мы теряли до и после него. Привходящие обстоятельства ушли. Что осталось теперь, когда фильм наконец выходит в прокат? И как воспримет такую картину зритель, ничего не знающий о Леджере и его судьбе?

    Боюсь, что, запутавшись, он уйдет в уверенности, что авторы запутались сами.

    Нужно как-то объяснять и сумятицу. Режиссер считает картину своим "Амаркордом". Напомню, что этот фильм Феллини воскрешает осколки его юности и собирает их в причудливый, полный фантазий пазл. Параллель с "Амаркордом" как бы освобождает Гиллиама от необходимости предложить стройный рассказ. Но и в пазле есть своя логика - в фильме ее нет. Нет стержня, который мог бы все скрепить.

    "Амаркорд" автобиографичен, его герой - аlter ego Феллини. Значит, и в "Воображариуме" есть аlter ego Гиллиама. Это сам доктор Парнас (Кристофер Пламмер), который пытается развлечь почтеннейшую публику, дает на улицах Лондона представления в духе старого площадного театра, а публика к его усилиям остается равнодушной. Бессмертный, продавший за это бессмертие душу дьяволу, доктор Парнас должен воплотить дух вечного актерства, древнего лицедейства, отношения которого с публикой никогда не были безоблачными. Его "воображариум" - театр надлома, театр без надежды, театр по привычке. Его актеры - гротескный карлик, эксцентричный зазывала и хрупкая Валентина, дочка Парнаса. Публика же в фильме предстает сборищем бродяг, пьяниц и глупых сварливых баб.

    Но и в этом театре есть магический кристалл. Гиллиам его преподносит в виде волшебного зеркала, которое, как маг из "Золушки", позволяет каждому перенестись в страну своих грез. Волшебное зеркало оказалось приспособлением практичным: оно позволяет вернуться из страны грез в любой момент, когда закончатся деньги на спецэффекты, утверждает Гиллиам в одном из интервью с присущим ему висельным юмором. А вот почему герой Леджера последовательно принимает обличье Деппа, Лоу и Фаррелла - нам не объяснят. В Канне это было понятно: актер умер. Новые зрители необязательно должны это знать. А тех, кто знает, в эти минуты обуревают далекие от фильма чувства. Они же, кажется, обуревают и актеров, заменивших на экране друга.

    Таким образом, как ни крути, а Гиллиам сделал картину нового сиюминутного жанра, который можно обозначить как "дань памяти". Это по-человечески прекрасно, но в состав "долгоиграющего" искусства не входит. И едва уйдет из памяти острота утраты, такой фильм неизбежно распадется - его цементировала не авторская идея (она, если и была, исчезла), а трагедия на съемочной площадке. Именно она стала главной и наиболее ожидаемой темой картины. А то, что предполагалось главным, ушло в тень, стало довеском.

    Я имею в виду фаустианский сюжет с Дьяволом, которому века назад доктор Воображариум легкомысленно пообещал свою еще не родившуюся дочь. Но вот она родилась, ей исполнилось 16 лет, и пришел час расплаты. Доктор пытается спасти дочь, Дьявол требует взамен пять живых душ, и это все должно было стать главной нравоучительной сказкой фильма.

    Но здесь непредвиденно вторг ся сюжет из жестокой реальности. И все пошло вразнос. Зеркало, которое должно было выполнить функции морального экзамена, показало нам сатирические картинки в духе экспериментов Воланда над москвичками. Путешествия в зазеркалье оказались продолжением приключений барона Мюнхгаузена, уже давно отснятого тем же Гиллиамом. И все это плохо соседствует с патетической символикой, которую играют Депп, Лоу и Фаррелл.

    Жизнь, как всегда, предложила сюжет посильнее, чем "Фауст" Гиллиама.

    Поделиться