26.01.2010 00:20
    Поделиться

    Александр Кондаков: Курс "Светской этики" оказался одним из самых сложных

    В соответствии с поручением президента России по подготовке к введению курса "Основы религиозных культур и светской этики" в российских школах минобрнауки провело конкурс по подготовке пособий по православной, иудейской, исламской и буддистской культурам, культуре мировых религий и светской этике. В конкурсе выиграло издательство "Просвещение". О том, как идет работа над книгами, корреспонденту "РГ" рассказал гендиректор издательства Александр Кондаков.

    Александр Кондаков: Курс "Светской этики" оказался одним из самых сложных. К сожалению, представители отдельных конфессий критикуют его за якобы продвижение атеизма в России. Хочу отметить, что, во-первых, граждане России имеют право на свободу вероисповедания. Во-вторых, такого рода утверждения просто недобросовестны: светская этика не предполагает однозначной трактовки как атеистическая. Светская этика - это этика светского государства. А в светском государстве, в современном российском гражданском обществе представители всех конфессий, вероисповеданий и люди, которые основываются на позициях атеизма, равны.

    Российская газета: В издательство сдан рабочий вариант учебника под редакцией завкафедрой этики философского факультета Санкт-Петербургского госуниверситета Вадима Перова. Однако недавно он заявил, что прекращает сотрудничество с издательством. Как вы прокомментируете?

    Кондаков: В процессе подготовки пособий по курсу к нам поступили авторские рукописи, в том числе и рабочий вариант книги по светской этике Вадима Перова. Рукописи были переданы представителям всех рабочих групп и конфессий для так называемой кросскультурной экспертизы.

    К нашему большому удивлению, комментарии к этим рабочим материалам появились в интернет-блоге одного автора, и черновые, еще не обработанные тексты будущих пособий подверглись критике некоторых коллег. Это вызвало эмоциональную реакцию со стороны Вадима Перова. Но говорить о разрыве отношений издательства с данным автором преждевременно.

    Мы планируем уже в середине марта направить все книги в школы, чтобы 1 апреля дети уже смогли начать по ним учиться.

    РГ: Как издательство работает с авторами пособий на такую деликатную тему? Сформирована ли комиссия экспертов?

    Кондаков: Сложность в том, что мы работаем не с профессиональными авторами школьных пособий, а с представителями конфессий и вузовской науки, людьми, которые имеют богатый опыт в сфере написания учебников, но для вузов. Однако в издательстве есть квалифицированные редакторы, которые адаптируют тексты с учетом потребностей и уровня восприятия ребенка.

    РГ: Наверняка экспертиза рабочих вариантов пособий по основным мировым религиям имеет свои особенности?

    Кондаков: Экспертиза, которую мы проводим, носит не только психолого-педагогический характер, но и научный: насколько данные учебные пособия соответствуют представлениям современной науки, насколько книги отвечают представлениям соответствующих конфессий. Однако существуют разные течения ислама, буддизма, иудаизма, да и внутри православия встречается неоднозначное понимание тех или иных вопросов. В своей экспертизе мы опираемся на специалистов Российской академии образования, на позицию конфессий и, конечно, на научную экспертизу специалистов Российской академии наук.

    Поделиться