26.01.2010 14:06
    Поделиться

    Найджел Инкстер: Исламский экстремизм - это феномен нынешнего поколения

    В среду в Лондоне под председательством премьер-министра Британии Гордона Брауна пройдет Международное совещание по безопасности в Йемене. В четверг здесь же соберется Международная конференция по Афганистану. На обоих мероприятиях ожидается присутствие президента Афганистана Хамида Карзая и госсекретаря США Хиллари Клинтон.

    За месяц, прошедший со времени "детройского инцидента" - неудавшейся попытки Аль-Каиды взорвать самолет руками нигерийского бомбиста, относительно мирный порядок жизни был разворошен как осиное гнездо. На минувшей неделе без всякого объяснения причин Лондон повысил уровень террористической угрозы в стране с "основательного" до "серьезного", что определяет опасность атаки со стороны террористических организаций как "весьма вероятную".

    В течение ближайших недель в лондонских аэропортах ожидается появление сканеров стоимостью в 100 тысяч фунтов стерлингов, "раздевающих " пассажиров догола. Объявлено о введении новой двухэтапной системы безопасности: 1,2 миллиарда фунтов стерлингов инвестированы в создание "электронной пограничной системы", которая позволит проверить на благонадежность всех пассажиров, намеренных лететь в Британию, за 24 часа до их посадки в самолет.

    Совместными усилиями США и Британия взяли на мушку Йемен: и Лондон, и Вашингтон закрыли свои посольства в этой стране. Прямые авиарейсы из Британии в Йемен были приостановлены.

    Накануне открытия лондонских конференций по Альбиону поползли слухи, что "Аль-Каида" подготовила группу смертниц "неарабской" наружности, которые планируют учинить именно в эти дни "зверства" против Запада.

    О том, какие перемены происходят сегодня на фронте глобального поединка с терроризмом, лондонский корреспондент "РГ" беседует с Найджелом Инкстером, директором Департамента транснациональных угроз и политических рисков расквартированного в Лондоне Международного института стратегических исследований.

    "Российская газета": Можно ли ожидать от двух столь значительных совещаний в Лондоне новых подходов и выработки конкретных шагов по решению самой острой проблемы планетарной безопасности - угрозы терроризма? Какие перемены можно ожидать на афганском фронте и есть ли у изрядно истощенных афганской "эпопеей" коалиционных сил внутренние ресурсы для ее продолжения?

    Найджел Инкстер: Цель лондонской международной конференции по Афганистану - выравнять военные и гражданские ресурсы, обеспечивающие политическую стратегию в Афганистане. В сущности, эта конференция призвана максимально увеличить возможность для коалиции НАТО/ИСАФ укрепить афганскую администрацию настолько, чтобы сокращение военного присутствия или полный вывод войск стали реальной и осуществимой перспективой без сопутствующего риска сползания этой страны в анархию.

    Главной подспудной целью конференции по Афганистану станет оказание давления на президента Карзая, с тем чтобы в ходе своего второго президентского срока он сумел привести в действие эффективную и свободную от коррупции администрацию. Все усилия будут главным образом сфокусированы на том, чтобы обеспечить гораздо более действенную, нежели существовавшая доселе, программу примирения с низшими и средними "рангами" Талибана - и тем самым снизить интенсивность сопротивления афганских повстанцев.

    Каковы будут реальные итоги этой конференции, сказать трудно. США уже обязались значительно пополнить свои войска в Афганистане, и большего они сделать не могут. Не представляется вероятным и то, что натовские союзники США пожелают предоставить большее число военнослужащих для боевых операций на передовой линии. Не ясно также, проявит ли какая-нибудь страна желание и будет ли она в состоянии предоставить дополнительное финансирование или дополнительные возможности для обучения афганских военных и полицейских.

    РГ: Международное совещание по безопасности в Йемене выглядит экстренным мероприятием. Создается ощущение, что Йемен всплыл на поверхность лишь после того, как стало известно, что именно там нигериец-бомбист прошел аль-каидовскую обработку. Только после этого США и Британия объявили о развертывании антитеррористических операций в стране, которую Гордон Браун назвал "инкубатором и безопасным раем для террористов". Можно ли признать, что превращение Йемена в полигон терроризма попросту прозевали?

    Инкстер: Не совсем. О том, что это зона риска, было известно давно. Между 2001-2004 годами властям США и Йемена удалось соместными усилиями обезглавить руководство йеменской ячейки "Аль-Каиды", после чего показалось, будто угроза со стороны Йемена уменьшилась. Однако начиная с 2006 года "Аль-Каида" восстановила свои отряды в Йемене и выработала долгосрочную стратегию, нацелившись на Саудовскую Аравию. Правительство Йемена не желало признать серьезность угрозы "Аль-Каиды", к тому же в одиночку противостоять этой угрозе у Йемена явно не было возможности, так как силы безопасности этой страны озабочены подавлением шиитских повстанцев на севере и сдерживанием сепартистов на юге.

    Пока так и неясно, стал ли инцидент с самолетом авиакомпании "Дельта" единичным случаем или началом систематических попыток "Аль-Каиды" на Аравийском полуострове атаковать Запад. Есть, однако, свидетельства тому, что это скорее не эпизод, а звено в цепочке долговременной стратегии. Именно поэтому Йемен снова оказался в зоне пристального внимания.

    Цель лондонского совещания по Йемену - убедить руководство страны признать серьезность угрозы "Аль-Каиды" и предложить ей экономическую помощь и укрепление безопасности в обмен на ее усиленное внимание к угрозе со стороны "Аль-Каиды". Соединенные Штаты, скорее всего, сосредоточатся на поддержке сил безопасности в Йемене и на более плотном сотрудничестве разведок двух стран. В идеале, США и другие ключевые западные державы, в том числе Британия, могли бы сосредоточиться на помощи в экономическом развитии Йемена и убедить эту страну в том, что сотрудничество с ней будет долгосрочным.

    РГ: Бытует мнение, что администрация Обамы, отказавшись от непопулярного наследия Буша по части его стратегии и тактики борьбы с терроризмом, ослабила тем самым безопасность США. Какими иными методами мог бы, однако, Обама обеспечить безопасность своей страны?

    Инкстер: Несмотря на тот факт, что со времени 11 сентября США больше не подвергались террористическам атакам, я бы сказал, что на самом деле именно политика администрации Буша поставила под угрозу безопасность этой страны. Вторжение в Ирак и очевидное безразличие США в разрешении арабо-израильского конфликта вызвало широчайшее недоверие и разочарование в исламском мире. Обама вознамерился устранить последствия такого подхода, заверяя исламский мир, что Соединенные Штаты не враждебны ему. Он отменил пытки и попытался закрыть тюрьму в Гуантанамо. Тем не менее Обама не может попросту отстраниться от ситуации, которую он унаследовал и, в частности, от Афганистана. К тому же оппозиционные республиканцы обвиняют президента-демократа в том, что он слабо противостоит терроризму. Даже при идеальном стечении обстоятельств Обаме потребуется много времени, чтобы укрепиться на его нынешних позициях. Но даже если он и преуспеет в этом, угроза со стороны исламского экстремизма устранена не будет.

    РГ: Удовлетворить все требования террористов, а именно - вывести иностранные войска из Ирака и Афганистана, прекратить давление на Иран, перестать поддерживать Израиль в его конфликте с палестинцами - для США и его союзников явно не представляется возможным. Означает ли это, что война с терроризмом неизбежно затянется на долгие годы?

    Инкстер: Исламский экстремизм - это феномен нынешнего поколения. И потребуется жизнь еще одного поколения, если не больше, чтобы справиться с этим. Для США ключевой задачей должен стать "развод" экстремистов с большинством населения исламского мира. В последнее время на этом направлении наблюдается некоторый прогресс. Опросы общественного мнения в исламских странах показывают, что поддержка "Аль-Каиды" идет на убыль и что методы бомбистов-смертников все чаще подвергаются осуждению. Однако этот прогресс довольно хрупкий, и он оборачивается вспять каждый раз, когда поведение Соединенных Штатов представляется исламскому миру высокомерным или необдуманным.

    РГ: После попытки взрыва самолета над Детройтом многие аналитики заявляли, что проблема не в аэропортовских системах досмотра, а в слабости разведки, которая должна была бы вычислять потенциальных террористов и вносить их в "черные" списки лиц, не допускаемых на борт самолетов.

    Если это так, то имеет ли смысл раскручивать новый виток репрессий по отношению к миллионам добропорядочных пассажиров и тратить колоссальные средства на сканеры новейших технологий?

    Инкстер: Безопасность - это многослойная система и было бы нереалистично полагаться лишь на один ее элемент. Разведка должна идти рука об руку с практикой физических проверок и солидно построенной системой управления рисками. Но при этом необходимо понимать, что даже самая лучшая система в мире не в состоянии обеспечить тотального заслона терактам. К сожалению, именно этого американские политики не пожелали донести до сведения своих граждан.

    Само собой разумеется, что Умар Фарук Абдулмуталлаб должен был бы присутствовать в списке лиц, не допущенных к посадке в самолеты. Но реальность такова, что существуют десятки тысяч таких Абдулмуталлабов, которых надлежит отслеживать, и всегда остается риск, что кого-то при этом проглядят.

    То, что власти США подняли вокруг этого инцидента неоправданно большой шум, лишь сыграло на руку планам "Аль-Каиды", добавив ей паблисити и сгустив атмосферу страха. Впрочем, трудно, наверное, было бы ожидать более спокойной и деловитой реакции от Соединенных Штатов, где службы разведки и безопасности стали глубоко политизированными. Но сам по себе факт превращения общества в сверхохраняемую систему уже означает победу терроризма. Лучшее противоядие такому подходу - жить по-прежнему, повторяя лозунг британского правительства времен Второй мировой "сохранять спокойствие и продолжать в том же духе".

    РГ: Имеются ли в распоряжении спецслужб данные о том, кто и каким образом сегодня финансирует террористов?

    Инкстер: Террористическим организациям не требуется особо крупных средств для функционирования. На большинство терактов тратятся совсем небольшие деньги, а террористические группы вполне способны существовать за счет средств, добываемых различными видами преступной деятельности: от простого мошенничества с кредитными картами до более серьезного - похищения людей и наркобизнеса. Большая часть денег поступает "Аль-Каиде" либо от торговли наркотиками, либо от ее симпатизантов в арабском мире. Причем верховное руководство "Аль-Каиды" тратит львиную долю своих доходов на подкуп вождей племен на приграничных с Пакистаном территориях. Большую часть средств "Аль-Каида" переправляет афганскому Талибану, который считается наиболее эффективным "орудием" в битве с США. Одно время предпринимались попытки перекрыть финансовые потоки террористическим группировкам, однако деньги продолжают поступать к ним - в основном через неофициальные сети, такие как банковская система "хавала" ("неформальная "банковская система, развитая в Южной Азии).

    РГ: Насколько существенен сегодня вклад России в международную анти-террористическую деятельность?

    Инкстер: В глобальных усилиях побороть исламский экстремизм роль России пока не слишком значительна. Российское правительство сосредотачивало основные усилия на угрозы со стороны Чечни и других северокавказских республик, большинство из которых носили, скорее, этническо-сепаратистский характер, нежели религиозный.

    Если бы Россия хотела серьезно войти в антитеррористическую кооперацию с США и другими ключевыми игроками, то хорошим началом для этого мог бы стать обмен разведданными, касающимися Афганистана. 

    Поделиться