22.01.2010 10:25
    Поделиться

    Валентина Талызина: Жизнь с ее влюбленностями перешибает искусство

    У "голоса отечественного кино" актрисы Валентины Талызиной - юбилей, после которого она улетает на гастроли по Дальнему Востоку, а в родном Театре имени "Моссовета" не будет даже творческого вечера.

    Уже более тридцати лет ее дивный голос приходит к нам каждую новогоднюю ночь вместе с культовой картиной "Ирония судьбы, или С легким паром". Недруги говорят, что у нее жуткий характер, приятели называют ее Другом. С большой буквы. Наш корреспондент встретился с актрисой и записал ее монолог.

    Слаб человек

    С одной стороны, юбилеи не нужны вообще. Они отнимают массу сил и времени. Когда начинаешь вдумываться в цифру, которая тебе стукнула, то приходишь в полный ужас… А, с другой стороны, тебе говорят что ты хорошая, талантливая, что-то сделала в этой жизни. Приходят друзья…Приятно! Слаб человек…

    Но сам факт осознания того, сколько тебе лет, заставляет очень крепко задуматься.

    Каждому артисту необходимо слышать какие-то приятные слова. Наша профессия предполагает все время сомневаться: нет ролей, нет звонков… Я часто теперь вспоминаю слова Валентины Серовой: "Я постоянно жду телефонного звонка", - говорила Валя. Приходит возраст, старые женщины мало кому нужны на экране, ну бабушки, ну няни. Сейчас в России в ходу американские стандарты в кино. А раньше были управдомы, председательши колхозов…

    Вот сейчас актриса Валя Ананьина заняла место всероссийской мамы Любы Соколовой. У нее есть всепрощающая, очень русская доброта, которой нам всем не хватает. У меня такого нет.

    Актеру нужно говорить, что ничего страшного, что никто не звонит, ничего страшного, что простой - уже второй год, но все будет хорошо. Понимаете, мы верим, что все будет хорошо. Органика актерская такая. Даже Фаина Георгиевна Раневская очень внимательно слушала фразы про то, что она гениальная артистка...

    Я очень хорошо помню, как я, девочка из зерносовхоза "Борисовский", что под Омском, ехала в плацкартном вагоне в Москву на артистку учиться. Со мной ехали амнистированные с Дальнего Востока, и я играла с ними в карты.

    Помню, как растерянная, вышла на площадь трех вокзалов в Москве, я нашла там свою троюродную сестру Надю и сказала, что приехала поступать в ГИТИС.

    "Не по плечу ты это затеяла, Валентина", - ответила мне она. Я на второй день нашла этот театральный институт и поступила учиться на артистку. От моего совхоза до Москвы три тысячи километров - это очень хороший старт. Я стартанула и бегу…

    Почему меня не раздавила эта жизнь? Очень хороший глагол -"раздавила"…

    Да только потому, что я очень хотела. Очень!!!

    Помню, когда садилась в грузовик в своем совхозе, чтобы ехать на станцию, я спросила маму: "Ты хочешь, чтобы я поступила?" Она сказала: "Да". "Поступишь", - сказал мне внутренний голос. У меня так бывает иногда - внутренний голос мне говорит: "Валя, ты сегодня сыграла последний спектакль. Валя, не делай этого или не ходи туда". Все сбывается.

    Сейчас, когда в жизни состоялась "Ирония Судьбы" и был "Зигзаг удачи", то на многие вещи смотришь, конечно, уже по-другому, а тогда - девчонка, совхоз, мама-счетовод…

    Романы профессии мешают

    Мне часто говорят, вот ты отдала свой голос артистке Брыльской, озвучила ее в "Иронии судьбы". Что, дескать, в этом есть некое неравенство. Одним - Госпремии, тебе - ничего.

    Это была полная глупость! И чистый наив. Я только потом поняла, что отдала душу и сердце. А тогда думала, что выручала людей. Я же была советская девушка. Надо, и все!

    Я сама, когда это все сейчас смотрю и слушаю, то думаю: Валя где ты это взяла?.. Но было все. Внутри было. Может быть, я видела, что тут что-то нужно исправить и исправляла…Голосом исправляла… Такое я первый раз в жизни сказала. Ну, пусть будет.

    В тот период я была влюблена, сейчас вспомню в кого… Вообще с влюбленностями у меня полная жуть, дура была такая. Влюблялась - не то слово. Это так мешало профессии. Когда в зале сидел мой предмет влюбленности, я играть не могла. Немели руки, ноги. Еще что-то немело… Я думала: чтобы ты быстрее ушел из зала! И так же на съемках. Помню, у меня был небольшой роман с оператором на одной из картин. Да лучше бы этого не было. Все куда-то ушло… Артистка из меня ушла - остался только роман. Тут жестко: или профессия, или романы…

    Жизнь с ее влюбленностями перешибает искусство. Во, как я сказала!

    В моей жизни случилось сто десять фильмов, в которых я сыграла. И из них есть те, за которые мне не стыдно. На первом месте в этом ряду картина "Непрофессионал" Сергея Бодрова-старшего. Это была его первая режиссерская работа. И когда я недавно смотрела его фильм "Монгол", то я была горда и счастлива, что снималась у него.

    Была такая картина "Иванов катер", которая пятнадцать лет лежала на полке и которую мы так тяжело "рожали". Ну, и, наверное, "Зигзаг удачи". Вообще каждую роль воспринимаю как подарок судьбы. Вот сейчас Володя Хотиненко пригласил сыграть тетку Достоевского - Куманину.

    То, что я не боюсь на экране быть некрасивой, об этом не ты первый мне говоришь. Эльдар Александрович Рязанов меня никогда не хвалил, но как-то сказал, что у него есть вина пред Талызиной за то, что она в "Зигзаге удачи" была некрасивой, а в "Иронии" говорила за другую артистку. Моя Алевтина из "Зигзага" - это открытие. Она получилась такой - и хорошей, и не очень. А до этого же были одни комсомолки и пескоструйщицы.

    В той картине была потрясающая атмосфера, я влюбилась сразу во всех своих партнеров, в оператора Володю Нахабцева. Я была благодарна за то, что они меня взяли с собой. И если честно говорить, то на той картине я точно знала, что нужно делать. Когда после съемок я спросила Эльдара Александровича Рязанова: а какая разница между мной и Женей Евстигнеевым, он ответил так: "У Жени три дубля, и все разные, у тебя три - и все одинаковые". Я на секунду обиделась, а потом подумала: а зачем разные дубли? Когда должен быть один, и только тот, и только туда.

    Что значит в моей жизни Роман Виктюк? Очень многое. Я его обожала. Я смотрела на него как на гуру. Они с Федей Чеханковым внесли в мою жизнь очень многое. Что бы он ни говорил, я всё делала. Он заставлял меня в одной библиотеке воровать книги. Воровала… Он мне говорил так: "До меня это делали Дробышева и Терехова". Неужели я хуже, думала я. И выносила ему те книги, которые он попросит. Он закрывал собой эту бедную библиотекаршу, а я клала книгу в сумку и выходила… Виктюк был гоним и не понят тем строем, советским, а я с ним дружила.

    Путь в артистки очень тернист. Очень. Сколько раз я в своей подвальной комнатухе в Каретном ряду сидела и рыдала, не зная, что мне делать с ролью. Меня и снимали с ролей. Хотя убеждена, что каждое поражение - это лучше победы. Это тебя мобилизует, заставляет думать: почему ты хлопнулась мордой об стол. Тут легко обидеться, и трудно понять, что ты виновата, а не кто-то плохой…

    Кроме России, нигде бы жить не смогла

    Почему я часто читаю трагические стихи? Так получается. Меня этому научил Виктюк. Я очень жалею, что мы последние десять лет не общаемся. Ромка всегда жизнь воспринимал трагически. Юмор у меня от Сибири, от мамы. Артисток, блестяще читающих стихи, немного. Ну, пожалуй, Ия Сергеевна Саввина. Ну, еще есть одна - фамилию не скажу. Я как-то сказала журналистам, что я артистка средних способностей, они эту фразу просто растиражировали. Ну, правда, гениальных артистов очень и очень мало. Если ты не будешь трудиться, то ничего не получится. Все-таки талант без труда ничто.

    Я, кроме как в России, нигде бы жить не смогла. Помню, мы с Борей Щербаковым привезли спектакль в Америку. Устроители гастролей нам предоставили роскошную квартиру. А напротив жила женщина, одесситка, и, чисто как в Одессе, она по утрам жарила лук. И также она кричала, как в Одессе. Это было самое лучшее, что я видела в Америке.

    В последний вечер мы с Борей собирали вещи, я сказала, что я бы тут через неделю повесилась, прямо в этих роскошных апартаментах. Я всегда так жалею тех, кто уехал. Я была в Париже тогда, когда там остался Тарковский, я была в ужасе. Я не могла ему написать или позвонить, но я понимала, что он тут никогда не приживется. Помню, у меня было чувство смертной тоски.

    Мне очень больно, когда я бываю в Харбине. То же чувство смертной тоски. Я застала там этих последних русских стариков: Михаила Михайловича Мятова и Володю Зинченко. Я читала им стихи, а они плакали. А сердце так сжималось от невозможности им помочь.

    Чего от жизни еще хочется?

    Хочется увидеть внучку свою Настю взрослой. А по своей жизни ничего не хочу и ничего не надо. Только роль хочу. Хотя бы еще один раз. Мне не надо ни бессмертия, ничего мне не надо. Дайте только роль…

    Справка "РГ"

    Валентина Талызина родилась в городе Омске. В 1958 году закончила актерский факультет ГИТИСа, с этого года актриса Театра имени "Моссовета". В кино сыграла более ста ролей, в творческом багаже Валентины Талызиной такие культовые картины, как "Ирония Судьбы, или С легким паром", "Ташкент - город хлебный", "Большая перемена", "Афоня" и "Женитьба". Ее голосом говорит Марта в фильме "Долгая дорога в дюнах" и мама дяди Федора из любимого всеми мультика "Каникулы в Простоквашино". Народная артистка РСФСР. Лауреат Государственной кинопремии "Золотой орел".

    Поделиться