22.01.2010 00:00
    Поделиться

    Вячеслав Зайцев - гуру советской моды, чей стиль поразил Запад

    "Вопреки" - так называется коллекция "Весна-Лето 2010" от мэтра российской моды Вячеслава Зайцева. "Кризис - не время сдаваться", - сказал модельер перед началом своего показа на Russian Fashion Week. Он как никто другой имеет право на эти слова - в его жизни тоже все было вопреки. Его блистательная карьера не должна была состояться в Советском Союзе. Но она не просто состоялась - вот уже более 40 лет российская мода во всем мире ассоциируется в первую очередь с брендом "Слава Зайцев".

    В один из осенних дней 1962 года на швейной фабрике недалеко от Москвы должен был состояться показ коллекции одежды для работников сельского хозяйства. Советское государство проявляло отеческую заботу о своих гражданах даже в таких вещах, как повседневная одежда и разрабатывало специальные коллекции для каждой категории работников. Подготовить коллекцию поручили молодому выпускнику Московского текстильного института Вячеславу Зайцеву. Погас свет, зазвучала музыка и на сцене начало творится нечто невероятное - модели выходили в телогрейках ярких цветов, легких юбках из цветастых платков и валенках, украшенных вышивкой и тесьмой. Все это было невероятно смело, красиво и … совершенно невозможно для одежды советского работника. Комиссия была в шоке, вердикт обжалованию не подлежал - строгий выговор и отстранение от работы. Карьера модельера грозила закончиться даже не успев начаться. Но тут появилась "добрая фея" - в образе московского корреспондента французского журнала Paris Match. Журнал дал шестиполосный материал под заголовком "Отныне в Москве есть собственный художник". Спорить с этим в Москве не отважились.

    Уже через пять лет после окончания Московского текстильного института Вячеслав Зайцев получает Гран-при на Международном конкурсе модельеров в Москве за платье "Россия". Западная пресса окрестила его "Красным Диором". Газета "Правда" тогда сразу же ответила - мол, у нас в стране 60 таких Диоров.

    Когда в Москву приехали креативный директор Дома "Кристиан Диор" и модельер Пьер Карден, они захотели встретиться именно с Зайцевым. Модельер вспоминал, что одолжил у знакомых замшевый пиджак, чтобы достойно выглядеть перед иностранными гостями. А больше всего его поразили потрясающие ткани и аксессуары, которые привезли с собой западные коллеги. В советское время модельеры больше всего страдали от недостатка фурнитуры. Именно от этой бедности и родился Театр моды Зайцева когда на подиуме вместо традиционного показа разыгрывалось целое театральное представление. "Театр помогал мне спрятать ущербность и недостаток обуви, чулок и всего самого необходимого", - говорил он позднее.

    Спустя некоторое время его приглашают на работу в Дом Моды на Кузнецком мосту. Вячеслав Зайцев сразу же становится законодателем стиля для московской богемы. Попасть на его показы можно было, только если ты работаешь в иностранном посольстве или принадлежишь к советской элите. И тем не менее в 78-м году Зайцев уходит из этого престижного места практически в никуда. "Дом моделей существовал в Советском Союзе только для показухи. Я не мог понять, почему я должен делать всего 4 модели в месяц, когда мой потенциал был существенно выше. Единственный ответ, который я нашел - государству не выгодно, чтобы люди одевались индивидуально", - рассказывает он сегодня. Коллекции Вячеслава Зайцева постоянно вывозились за рубеж - как демонстрация потенциала советских модельеров. При этом его самого за границу не выпустили ни разу - видимо, боялись, что не вернется. После показа коллекции модельера в США американская компания предложила Зайцеву открыть его магазины по всему миру. Это предложение было отвергнуто советскими чиновниками.

    То, какое впечатление производили модели от Зайцева на европейцев и американцев, можно судить по одному забавному эпизоду. В середине 80-х моя приятельница поехала на стажировку в одно американское издание. И для своего первого появления в редакции выбрала очень эффектный костюм от Зайцева - затянутый в талию пиджак и миниюбку. "Не знаю, что они ожидали увидеть - видимо, нечто серое и убогое, но мое появление произвело эффект разорвавшейся бомбы", - со смехом вспоминала она позже. А тогда все ее новые коллеги бросились записывать фамилию модельера из далекой России. Но в какой-то момент Зайцев собирался уйти из моды - стена между ним и массовым потребителем казалась ему непробиваемой. А работать только для элиты он никогда не хотел. Именно поэтому у него не сложились отношения с тогдашним руководителем Советского Союза Леонидом Брежневым. Однажды его пригласили в Кремль, чтобы улучшить гардероб вождя. "Мне показали 50 галстуков бордового цвета и 50 унылых рубашек. Мне стало немножко не по себе и я отказался". Не захотел Зайцев сотрудничать и с Раисой Горбачевой - по его словам, ему не нравилось ее несколько высокомерное отношение к людям. Кстати, Раиса Горбачева везде говорила, что одевается у Зайцева. Однажды при встрече модельер спросил, зачем он это делает. "Разве вам это неприятно?" - удивилась первая леди. "Мне было бы приятно, если бы это было правдой", - ответил Зайцев. Он так и не стал придворным модельером, потому что всегда предпочитал работать с единомышленниками, с теми, кто принимает его стиль, а не просто заказывает одежду.

    Зато с творческими людьми у него было полное взаимопонимание. Все самые красивые актрисы Советского Союза щеголяли в нарядах от Вячеслава Зайцева. Он стал первым модельером, который всерьез занялся костюмами для фигурного катания. Поклонники танцев на льду, возможно, помнят блистательный дуэт Бесстемьянова - Букин и их зажигательные "Половецкие пляски " в костюмах от Зайцева.

    Но мечта Зайцева стать дизайнером, одевающим улицу, так и не сбылась. Он остался художником для избранных. И в этом есть свой смысл. Чтобы носить одежду от Зайцева, надо быть вннутренне очень свободным человеком, наример, как он. "Я всегда конфликтовал со временем", - признается кутюрье. В 71 год он по-прежнему создает две коллекции в год. Ведет популярную передачу на телевидении. А кроме этого создал Лабораторию моды, где он учит мастерству молодых дизайнеров. Секрет долголетия от мэтра прост: "Я очень люблю жизнь. Я всегда улыбаюсь - меня в детстве звали солнечным зайчиком. Даже когда очень плохо, подхожу к зеркалу, смотрю и говорю себе: "Заяц, ладно, все пройдет!"

    Статья опубликована во вкладке Russia Now в The Daily Telegraph (Великобритания) 22.12.09

    Английская версия также доступна в формате E-paper на странице 8

    Тексты, опубликованные во вкладках, могут подвергаться стилистической правке со стороны газеты-партнера.

    Поделиться