21.01.2010 00:44
    Поделиться

    Пермяки вынуждены в суде добиваться оформления земельных участков в собственность

    Муниципалитеты создают искусственные барьеры для пермяков, желающих обзавестись собственными участками

    Цивилизованный рынок земли в Прикамье, как и в других российских регионах, пока еще только формируется. Муниципалитеты при этом нередко вольно трактуют федеральные законы и тем самым ущемляют права потенциальных собственников.

    Спор на меже

    Федеральные законы позволяют физическим лицам без особых проблем оформить право собственности на участок земли. Но отстоять это право порой удается лишь ценой огромных усилий. И это при том, что сегодня действует упрощенный порядок оформления гражданами в собственность участков, находящихся под строениями (жилыми домами), или для садово-огороднических целей.

    Как показывает практика Пермского краевого суда, проблемы у жителей муниципалитетов возникают и тогда, когда требуется переоформить право пользования земельным участком на право собственности. В некоторых случаях земля была отдана в пользование в 1950-1960 годы прошлого века. Но оказалось, что старую парадигму правоотношений гражданина и государства не так-то просто видоизменить.

    Не только в краевом центре, но и в некоторых городах Пермского края (Чайковский, Березники) муниципальные комитеты земельных отношений отказывают в предоставлении права собственности на землю. И каждый раз, когда граждане в судебном порядке подтверждают это право, органы власти оспаривают решение в краевом суде.

    Естественно, в каждом деле есть свои нюансы. Пермячке Галине Зелениной департамент земельных отношений администрации Перми отказал в праве выкупа земли на том основании, что на участке, взятом в аренду под огородничество, она построила дом. Зарегистрировала право собственности на объект недвижимости и тем самым нарушила условия договора. Но суд признал, что департамент не воспользовался вовремя своим правом на принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка Зелениной, "уклонившись от разрешения данного вопроса, о чем свидетельствует настоящий спор". Хотя статьи 11, 15, 29, 36 Земельного кодекса РФ и федеральный Закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" четко регулируют спорные вопросы.

    Огород за линией

    Членам садоводческого некоммерческого товарищества "Мечта", расположенного на территории Свердловского лесхоза, также пришлось доказывать в суде, что в 2001 году участок выделен в постоянное пользование под коллективный сад. Департамент отказал в приватизации, сославшись на то, что якобы земельные участки расположены за пределами муниципального образования "Город Пермь". Хотя арбитражный суд Пермского края установил, что спорные земельные участки находятся на территории города, а члены товарищества обратились в департамент для приватизации уже после решения арбитража. И Свердловский районный суд, и краевой признали неправомерность отказа департамента. Кроме того, краевой суд в своем решении отметил одну немаловажную деталь о бездействии органа власти: "судебное решение об отнесении земельного участка площадью 450300 квадратных метров, выделенного "Мечте", к ведению муниципального образования "Город Пермь" есть, а на законодательном уровне соответствующие изменения в границы муниципального образования не внесены". Упущение департамента земельных отношений не может ограничивать права истцов на получение земельных участков в собственность - делает вывод краевой суд. Тем более, что его порядок четко установлен законом.

    В третью группу споров по земле можно отнести дела, касающиеся "красной линии" - границы, очерчивающей территории, что относятся к землям общего пользования (городские леса, скверы, парки, границы водоемов и т. д.). По словам члена адвокатской палаты Пермского края Татьяны Никитиной, департамент земельных отношений администрации Перми, отказывая предоставить землю в собственность, ссылается на уже недействующий акт установления "красных линий" № 1602 от 05.07.2005 года.

    На процессе по защите гражданских прав в сфере земельных отношений Никитиной пришлось напоминать департаменту, что этот акт не утвержден в порядке, установленном законодательством (а именно статьями 41,42, пунктом 13 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ). А значит, не имеет юридической силы. Кроме того, Генеральный план Перми отменен решением Пермской городской Думы в 2008 году, а новый план застройки еще не утвержден. "Нормативно-правового документа, определяющего границы территорий общего пользования (то есть "красных линий") сейчас нет", - поясняет адвокат Татьяна Никитина.

    В суд за землей

    Отражает ли судебная практика весь спектр земельных споров, сказать сложно - далеко не каждый человек будет обращаться в суд. Ведь доказать свое право - значит, затратить время, деньги, силы. Член адвокатской палаты Пермского края Галина Москалева привела в пример случай из адвокатской практики, когда 77-летняя пермячка обратилась в департамент земельных отношений Перми. Когда последний отказал в приватизации участка, престарелая женщина не решилась судиться, а согласилась на вариант, предложенный органами власти - взять землю в аренду. "Хотя по законодательству у нее была возможность оформить землю в собственность", - заключает Москалева.

    Свою логику департамент земельных отношений администрации Перми официально пояснил так: "При осуществлении своих функций, в частности предоставлении земельных участков, департамент земельных отношений преследует цель - соблюдение законности".

    По словам адвокатов, политика департаментов земельных отношений порой не понятна, ведь в некоторых случаях муниципалитеты отказывают и тогда, когда земельный участок должен быть отдан на праве собственности и расположен в жилом районе, вдали от земель общественного пользования. Получается, что суды разных уровней получают дополнительную нагрузку из-за пробелов в законодательстве, отсутствия подзаконных актов, принятых на муниципальном уровне.

    Мнение

    Оксана Данькова, начальник отдела нормативно-правовой работы администрации Перми:

    - Я бы отметила две причины, которые приводят к такой судебной практике. Первая - в том, что вопросы регулирования земельных правоотношений - в компетенции федерального и регионального законодательства, а органы местного самоуправления обязаны действовать на основании этих законов в пределах своих полномочий. Процесс внесения изменений в действующие федеральные и региональные законы достаточно длителен. Вторая причина кроется в судебной практике. Судебное решение по конкретному делу обязательно для исполнения только в отношении конкретного земельного участка. В связи с чем орган местного самоуправления не может им руководствоваться в отношении иных земельных участков.

    Департамент земельных отношений проводит анализ судебной практики и выходит с законодательными инициативами, направленными на устранение выявленных несоответствий. Так, в первом полугодии 2010 года Заксобранием края будут рассматриваться два законопроекта. Это проект закона Пермского края, которым мы надеемся "снять" проблемные вопросы в реализации гражданами своего права на ведение садоводства и огородничества, и поправка в статью 36 Земельного кодекса в части введения такого понятия, как объект незавершенного строительства.

    Еще одна причина большого числа земельных споров кроется в отсутствии правовой грамотности населения. Сегодня многие могут защитить себя от недобросовестных производителей на рынке товаров и услуг, но по-прежнему остаются беззащитными на рынке недвижимости.

    При департаменте земельных отношений администрации Перми работает бесплатный консультационный кабинет, в котором можно получить консультацию квалифицированных специалистов по вопросам земельных участков, расположенных на территории Перми.

    Советы

    Сначала формируется земельный участок - проходят землеустроительные работы, в том числе межевание. Оно проводится частными фирмами, имеющими лицензию на геофизические работы.

    Затем физическое лицо подает заявление в департамент (отдел, комитет) земельных отношений муниципалитета, где расположен земельный участок, о предоставлении ему земельного участка. Ответ предоставляется в течение двух недель. Отказ должен обязательно мотивироваться.

    После этого земельный участок ставится на государственный кадастровый учет, и уже затем следует подписание договора о передаче земельного участка на определенном праве (собственности или аренды).

    Государственная регистрация права на земельный участок либо регистрация договора аренды земельного участка. Оформляется в течение месяца.

    Физические лица вносят свои данные в готовые формы заявлений. Как правило, бланки заявлений можно взять в отделах, департаментах земельных отношений. Кроме того, скачать и распечатать с сайта администрации Перми (перейти в раздел "Муниципальная собственность").

    Право собственности удостоверяется актом администрации города о предоставлении земельного участка в собственность, а также государственным актом или свидетельством на право собственности на землю, оформленным до 10.07.1998 года, после указанной даты - свидетельством о государственной регистрации права на землю.

    Право аренды удостоверяется актом администрации города о предоставлении земельного участка и договором аренды, в случае, если срок действия договора аренды 1 год или более, такой договор аренды подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию.

    Поделиться