20.01.2010 00:40
    Поделиться

    В России планируют открыть цветочную биржу

    Российские цветоводы намерены отвоевать рынок у импортеров с помощью государства

    В России в очередной раз планируют открыть товарную биржу, на этот раз цветочную. Участники рынка уверяют, что она поможет сделать цену розам и тюльпанам ближе к покупателям, потеснив с рынка иностранных перекупщиков.

    Как сообщили "РГ" во Флористическом союзе, предложение открыть недалеко от столицы цветочный аукцион сейчас находится в минсельхозе и минэкономразвития. В письме, направленном в эти министерства, пока высказана лишь идея создания цветочной биржи в России. "Сейчас мы готовим точное технико-экономическое обоснование проекта и разрабатываем бизнес-план", - объясняет президент Флористического союза Наталья Корнеева.

    Сколько денег потребуется на открытие торговой площадки, авторы идеи пока не подсчитали. Аналитик ИК "Финам" Максим Клягин оценивает проект как минимум в несколько десятков миллионов долларов. Сами цветочники просят государство выделить необходимую площадь под аукцион и склады временного хранения, а также помочь на этапах реализации проекта, например, наладить оптимальную схему доставки цветов из регионов на биржу. Кроме того, они надеются, что государство захочет принять участие в финансировании проекта. "Возможно, будет создано акционерное общество, в котором государство будет иметь долю", - говорит Наталья Корнеева. Для того чтобы аукцион заработал, инициаторы пытаются объединить всех крупных игроков. Главное, говорят они, чтобы идея не "завяла", пока проект будет проходить всю цепочку государственного одобрения.

    Таким подходом был немало удивлен вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Владислав Корочкин: "Инициатива открытия такой биржи должна идти снизу. Она не будет эффективна, если навязать ее с помощью административных процедур". Для организации аукциона, по словам эксперта, на рынке должно быть достаточно крупных и средних игроков, которые готовы инвестировать в проект. "Биржа - это посредник, - говорит Владислав Корочкин, - и для нее нужен сильный цветочный бизнес, иначе резонней просто открыть оптовый рынок".

    Аукцион, говорят авторы идеи, это способ избавить производителя от головной боли: про место сбыта думать не нужно, и есть уверенность в справедливой цене. Доход при этом, конечно, ниже, но зато постоянный. Сейчас объем нашего цветочного рынка, по оценкам аналитиков Intesco Research Group, составляет около 3 миллиардов долларов. Но девять из десяти тюльпанов, хризантем и роз в наших магазинах импортные. По оценкам экспертов, за прошлый год в Россию ввезли около 47 тысяч тонн заморских цветов. В основном их закупают в Эквадоре, Колумбии, Кении и Израиле. Но самый крупный поставщик, конечно, Голландия. Страна, по территории равная нашей Московской области, в год продает цветов на 4 миллиарда долларов. Аналитики оценивают их вклад в наш рынок в 40 процентов. Флористы, однако, считают, что голландцы поставляют 70 процентов цветов в российские магазины.

    "При этом многие российские производители имеют если не лучшую, то продукцию, аналогичную импортной", - считают во Флористическом союзе. Цветы у нас выращивают в Московской и Калужской областях, в Пензе, Чувашии и Удмуртии. Но они обеспечивают только 10 процентов рынка. В этом году было открыто три новых тепличных комплекса - в Нижегородской и Ленинградской областях. Они, по прогнозам аналитиков, "оттянут" еще 4 процента рынка на себя. Это примерно 175 миллионов штук. Но российские растения, как ни крути, не дешевле привозных. Для того чтобы кустик рос в теплице, света ему необходимо 18 часов в сутки. Так что до 70 процентов затрат цветочников приходится на электроэнергию и обогрев. Большинство отечественных тепличных предприятий не смогли пережить резкое увеличение цен на энергоносители. Овощных теплиц, к примеру, двадцать лет назад было 4 тысячи гектаров, а теперь осталось 1,8 тысячи. С цветочными дело обстоит куда печальней: за последние годы построили не больше 100 гектаров теплиц под цветы. Продавать самим хозяйствам свою продукцию тоже очень дорого - одна палатка, например в столице, стоит до 50 тысяч долларов. Так что цветоводы вынуждены сами налаживать мелкооптовый сбыт в магазины или частным торговцам. При этом оптовые компании не рассматривают отечественного производителя как потенциального поставщика.

    Тем временем от момента среза импортной розы до вашей вазы может пройти 5-6 дней. И это в лучшем случае. К нам они попадают явно не первой свежести. И тем более не по адекватной цене. Образно говоря, если в теплице розу продали за доллар, то на голландском аукционе она будет стоить полтора. Оптовик при перевозе через границу заплатит пошлину и добавит еще по доллару за каждый цветок, а когда будет продавать рознице, снова набросит доллар. Торговец в палатке тоже себя не обидит и плюсует к своим пару долларов. Объясняют они это своими тратами на услуги ЖКХ, аренду, да и о прибыли надо позаботиться. В итоге из долларовой роза превращается в пяти-, а то и шестидолларовую. Это в лучшем случае.

    Если роза едет в зауральские регионы, то цена ее вырастет значительно больше. Цветы туда поступают еще на день позже, - объясняет Наталья Рогова, - и становятся на 40 процентов дороже, пока доезжают до киоска". Хотя, по данным Росстата, самые дорогие цветы в Ингушетии - свежесрезанный цветок стоит в среднем 364 рубля за штуку, самые дешевые в Адыгее - 26 рублей. В среднем по стране цветок стоит около 70 рублей, если он прошел все легальные стадии. И рублей 30 - если приехал по "серой" схеме.

    А если все будут торговать через биржу, уверяют в союзе, можно будет вывести цветы из группы полулегального товара. Флористы уверяют, что цветы для потребителей могут стать свежее и дешевле на 30-35 процентов, поскольку исчезнут многочисленные звенья перекупщиков. Впрочем, некоторые аналитики сомневаются, что цветы подешевеют. Но сами цветочники надеются еще и на то, что биржа поможет поднять отрасль. "Торговая площадка рядом, значит, и расходов на транспортировку меньше", - утверждает генеральный директор ассоциации "Теплицы России" Наталья Рогова. Владислав Корочкин, напротив, считает, что биржа - не механизм оживления отрасли. Здесь нужны более кардинальные меры. Кстати, в союзе одновременно с просьбой о патронаже биржи уже заявили о необходимости обеспечить российских цветоводов льготными ставками по кредитам и предоставить скидки на услуги ЖКХ.

    Поделиться