19.01.2010 00:40
    Поделиться

    Михаил Гельвановский: Стоимость услуг монополий определяется экспертным путем

    Национальный институт развития Отделения общественных наук РАН по заказу Торгово-промышленной палаты России подготовил концепцию государственной политики цен. Мы спросили у руководителя института, профессора Михаила Гельвановского, можно ли сдержать дороговизну.

    - Михаил Иванович, почему концепция появилась именно сейчас?

    - На самом деле заказ был сделан почти два года тому назад. Сейчас в условиях кризиса актуальность выполненных исследований только возросла.

    Цены представляют собой синтетическую категорию, в которой, как в фокусе, отражаются все особенности, достоинства и недостатки хозяйственной системы.

    Проведенный анализ показал, что вместо единого национального рынка в российской экономике образовались три сегмента, существенно различающиеся по условиям хозяйствования и формированию цен. Это по сути - "три в одном".

    - Как это может быть?

    - Во-первых, всю российскую экономику можно поделить на долларовую и рублевую. Цены на товары экспортного сегмента устанавливаются в зависимости от мирового рынка. Специфика заключается в том, что, обменивая валютную выручку по официальному курсу для оплаты потребляемых трудовых и материальных ресурсов по низким внутренним ценам, экспортеры получают избыточный доход как от значительной разницы между затратами на производство и мировыми ценами, так и за счет заниженного курса российской валюты. Разницу между валютным курсом и паритетом покупательной способности мы оцениваем более чем вдвое. При этом на внутреннем рынке наличие значительных запасов сырья, добыча которых обходится в стране существенно дешевле, в нашей экономике практически не используется.

    В экспортном сегменте за счет ценовой и курсовой "ренты" возникает очень высокая доходность. При этом зарплаты топ-менеджеров, исчисляемые в долларах, например в нефтегазовом секторе, составляют от 220 тысяч до 1,7 млн в год, что не стимулирует ни повышение эффективности производства для снижения издержек, ни вложение средств в повышение степени переработки сырья.

    Другая половина экономики в свою очередь также делится на две части - монопольную и немонопольную. На продукцию естественных монополий применяются административно регулируемые цены и тарифы. Это своеобразный аналог плановой экономики, только они построены на затратах, которые позволяют получать примерно такие же зарплаты, что и в экспортных отраслях. Кстати, естественные монополии, как правило, являются и основными экспортерами.

    На протяжении всего пореформенного периода рост цен естественных монополий существенно обгонял рост цен в обрабатывающих отраслях промышленности и сельском хозяйстве. Цены-то здесь формируются не на основе функциональных математических моделей, как в других странах, а экспертным путем на основе расчетов и аргументов самих же монополистов. В итоге ожидаемого снижения энерго- и материалоемкости промышленности или развития альтернативных производств не произошло.

    - Вот оно администрирование: государство первым начинает раскрут цен через свою тарифную политику на энергоресурсы и перевозки. Не случайно ваши оппоненты ссылаются на возможность возврата к дефициту, очередям и дороговизне?

    - Это верно, но в отношении администрирования хотел бы пояснить. Посмотрите непредвзято на положение дел в других более "продвинутых" экономиках. Там в основном сформировано системное законодательное и правовое поле, в рамках которого осуществляется контроль за важными, с точки зрения государства, субъектами рынка в сфере ценообразования. Так, в США в 60-е годы была создана межштатная торгово-промышленная комиссия, подчиненная государственному департаменту. В первоначальный период в ней насчитывалось до 2000 сотрудников. Этот орган имеет свои бюро в штатах и городах. Несмотря на то что тарифы на перевозки и другие транспортно-экспедиторские услуги устанавливаются самими перевозчиками, информация о них должна направляться в межштатную комиссию и утверждаться ею. Представленные на утверждение расценки могут оспариваться конкурирующими фирмами, включая железнодорожные компании. Но главное - комиссия видит свою задачу в соблюдении социальных интересов, под которыми понимается не только защита потребителей от необоснованных или дискриминационных тарифов, но и обеспечение общества долгосрочным, полным, эффективным и надежным транспортным обеспечением.

    - С двумя частями экономики мы более-менее разобрались. А что же из себя представляет третья - не монопольная и не экспортная?

    - Этот сектор самый интересный. Казалось бы, вот здесь и должны формироваться конкурентные цены, заставляющие производителей повышать производительность и снижать затраты. Для этого, как известно, необходимо внедрение новых технологий. Но резкое снижение доходов потребителей и монетаристские методы подавления инфляции настолько снизили возможности сбыта, что поставили товаропроизводителей этого сегмента российской экономики перед выбором: или вообще сворачивать производство, или снижать затраты нетрадиционным способом: за счет того, что в обычных условиях трогать нельзя - амортизационных отчислений в необходимых объемах, затрат на инженерное обслуживание производства, профилактический ремонт, зарплату, НИОКР, повышение квалификации работников и т.п. По сути эти неосуществленные затраты представляют собой потенциал отложенной инфляции, который реализуется по мере обострения дефицитности выпускаемой продукции и повышения платежеспособности потребителей.

    Но это только часть беды. Другой особенностью цен данного сегмента национальной экономики является условность их рыночного содержания. Прочно обосновавшиеся здесь паразитические посредники включают в цены свой немалый "интерес", исчисляемый нередко кратными по отношению к затратам производителей величинами и фактически препятствуют действию механизма конкуренции и повышению эффективности и конкурентоспособности национальной экономики в целом. Например, литр молока у производителя стоит (вместе с его прибылью) 5-7 рублей. А теперь вспомните, сколько стоит это молоко в нашей рознице?

    Как ни крути, а "рынок" у нас получился какой-то странный. Я, например, беру его в кавычки. Возникает вопрос: за что боролись? Ведь вся реформа была затеяна, чтобы повысить эффективность экономики за счет рынка, а на практике даже нормального конкурентного рынка создать не получилось. Ну и цены, как зеркало, все это и отражают.

    - Как же тут быть?

    Необходимо приступить к формированию реальной государственной политики цен. Это, кстати, прописано в нашей Конституции. В промышленно развитых странах контролю за ценами подвергается от 5 до 50% продукции. Так, в США государством регулируется от 5 до 10% цен, в Японии - примерно 20% потребительских цен, в Австрии - около 10% цен. Представляет интерес опыт государственного регулирования цен в Швейцарии, где в законодательном порядке регулируются цены почти на 50% объема товарной продукции. Рынок от этого не страдает. А главное - жители стран от этого выигрывают. Разве у нас такое невозможно?

    Поделиться