18.01.2010 00:30
    Поделиться

    Экипажи 12 камчатских кораблей почти год стоят без работы

    - Это не пароходы, а сказка! - говорят рыбаки. - Современные, пол с подогревом, противопожарные датчики, душ... Ни у кого на Дальнем Востоке таких нет.

    Двенадцать судов ярусного лова для Камчатки были построены по кредитному соглашению 1992 года с германским банком KFW под государственную гарантию России в рамках программы модернизации российского рыболовного флота. Сейчас эти современные суда намертво встали на приколе. Рыбаки просят правительство России отпустить их на промысел и заявили о готовности к акциям гражданского протеста - пикетированию госучреждений и голодовке.

    - Нам со стороны официальных лиц было дано обещание о выходе на промысел до 20 января 2010 года, - заявил председатель профкома рыбаков, бывший капитан Игорь Коваленко. - Собственник и фрахтователь своевременно, в рамках требований минфина, предоставили все необходимые документы, подписали акт сверки с ВЭБ, а также соответствующее соглашение о передаче собственности во ФГУП "Нацрыбресурсы". Процедура перевода в российскую собственность неоправданно затянулась - несмотря на то, что по этим вопросам дано уже два поручения председателя правительства России!

    - Все это время над ярусоловами развевался российский триколор, на них работали российские моряки,- объясняет Игорь Коваленко. В бюджеты различных уровней от работы ярусоловов ежегодно поступало не менее 100 миллионов рублей налогов и платежей.

    Но с 1 января 2009 года согласно части 4 статьи 16 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" запрещается осуществлять рыболовство судам, принадлежащим иностранным лицам. Принимавшие эту норму законодатели хотели сделать как лучше - выдавить из российской экономзоны поляков, китайцев и прочих иностранцев. Но получилось как всегда. По версии профсоюза рыбаков, из-за затягивания российскими ведомствами вопроса о передаче в госсобственность судов, формально принадлежащих кипрской компании, они оказались намертво привязанными к берегу.

    В октябре судам выдано временное свидетельство на право плавания под флагом РФ на два года. В нем написано, что плавать можно, а промысел вести... нельзя. Терпение рыбаков лопнуло, и они решились на пикет. Из-за простоя ярусоловов Камчатка ежедневно теряет 5 миллионов рублей, подсчитали инициаторы протестных действий. Сейчас на счету каждые сутки: день простоя после 20 января будет приводить к невосполнимым потерям.

    - В конце марта промысловые скопления трески просто исчезнут, поэтому промысел станет невозможным, - объяснили рыбаки. Это означает: не будет налогов, не будет зарплаты (вынужденно сидят без работы около шестисот рыбаков).

    комментарий

    Александр Савельев, руководитель центра общественных связей Росрыболовства:

    - Проблема 27 современных судов, вот уже более года стоящих на приколе, - пример безалаберного отношения к государству в целом и к рыбакам в частности. Суда были построены под правительственные гарантии в начале 90-х в Испании с помощью немецкого кредита. Россия выделила средства через Внешэкономбанк для покрытия кредита на строительство. Все эти годы владельцы судов, они же владельцы офшорных компаний, они же фрахтователи, пользовались этими судами, извлекая прибыль. При этом некоторые компании не только не гасили кредит, но даже не оплачивали обслуживание кредита.

    С 1 января 2009 года с выходом закона они не имеют права под иностранным флагом ловить рыбу в нашей экономической зоне. В конце минувшего декабря первый вице-премьер России Виктор Зубков встретился с владельцами 27 бербоут-чартерных судов, в число которых входят и камчатские. Правительство предложило фрахтователям и владельцам судов процедуру возвращения их под российский флаг. В компромиссной схеме предусмотрено погашение долга в течение 6-8 лет. Принципиальным был и вопрос занятости рыболовецких экипажей. Специалистов высокого класса готовы были принять на работу в иные компании.

    Единственное, что оставалось сделать владельцам, и большая их часть согласна, - подписать акт сверки задолженности. Некоторые из них в силу безответственной позиции надеялись, что правительство простит многомиллионные долги. Но этого не произошло и не произойдет. То есть в целом речь идет о возврате государственных средств.

    В Росрыболовстве были уверены, что вся работа пошла по плану и с нового года все суда выйдут на промысел. Но при одном условии: только если акты сверки долгов подпишут все компании, только при консолидированной ответственности. Если кто-то решит опять провести государство, тогда экипажи будут вынуждены перейти на другие суда. Многие дальневосточные кампании остро нуждаются в рабочих руках. А упертые владельцы-фрахтователи будут выяснять отношения с государством по-иному - наступает ответственность за невыплату соответствующих средств со всеми вытекающими последствиями. В Росрыболовстве внимательно контролируют решение этой проблемы.

    Подготовила Марина Грицюк

    Поделиться