11.01.2010 00:23
    Поделиться

    Психолог Ольга Маховская: Парадоксально, но депрессии усугубляются во время праздников

    Елена Камбурова, певица:

    - После длинных новогодних каникул хочется подумать о том, что предстоит, понять, что больше в нынешнем настроении: ожиданий или страхов. Новогодний праздник, самый любимый в России, уже потому не может нести негатива и страха, что с детства (когда мы еще не знаем, что существуют несправедливость, плохой политический прогноз, страх увольнения с работы) в подсознание попадает ощущение радости, музыки, счастья святочных гуляний, Рождества. Вот этой сказки и ожидания подарков, сюрпризов ничем из выросшего человека не выбьешь. И куда ж без ритуальной новогодней еды? Наверное, я здесь мало отличаюсь от миллионов россиян - это салаты (лучше всего оливье - это извечно) и обязательно "селедка под шубой".

    Впрочем, ожидания идут рука об руку с праздничными утопиями. Ну и что? У меня лично этих "утопий" за всю жизнь накопился целый комодик, который стоит в моей квартире. Вера в чудеса, я это точно знаю, совершает чудеса. Они у меня в жизни были, есть и, надеюсь, еще будут.

    Я уверена, что мысли формируют события, и если думать о том, что, о боже!, о ужас!, будет все хуже и хуже, так на самом деле и случится. Светлые и добрые посылы в следующий год необходимы и стране в целом, и каждому из нас в отдельности. Поэтому в своих мыслях я стараюсь держать только то, что я должна сделать все возможное, чтобы улучшилась личная моя ситуация, ситуация в нашем театре и ситуация в нашей стране тоже.

    У меня план извечный, из года в год, переворачивая очередную страницу своей жизни, я хочу от себя потребовать больших свершений: то, что называют работой над собой, для меня как воздух. Ну вот, я не из тех людей, которые считают, что, достигнув определенного уровня, профессионального и возрастного, можно перестать учиться. Каждый концерт или сольная встреча со зрителем - повод для школы.

    Ожидаю от своего театра, чтобы все было все так же удачно, как в уходящем. Мы наконец получили признание театральной общественности. Это личные ожидания. А от страны ожидаю, чтобы появился федеральный закон о защите животных от жестокого обращения. Буквально перед Новым годом был печальный повод его применить, когда при транспортировке в клетках замерзли тигрята, погибли самой что ни на есть мученической смертью. И вот некий господин, который был то ли владельцем тигрят, то ли продюсером цирка, прокомментировал случившееся в том духе, что бенгальские тигры не внесены в Красную книгу, мол, не проблема - "купим других". Это чудовищно. И чудовищно потому, что очень мало сейчас делается, чтобы пробудить в человеке главное чувство, которое отличает его от зверя, - сострадание, понимание того, что любое живое существо чувствует боль, страх и ужас. Надеюсь, что закон оградит человека от огромного количества преступлений и греха перед Господом.

    И еще. В следующий Новый год пусть меньше живых елок погибнет. Тяжело видеть сейчас их облетевшие скелетики на помойках. Пусть будет не настоящая, срубленная в лесу, боже упаси. Лучше пусть она будет символическая, синтетическая или нарисованная на большом ватмане. Очень жалко огромные елки, которые росли несколько десятков лет только для того, чтобы десять дней постоять на площади какого-нибудь города. Жалко. Послепраздничное настроение просто убивает вид выброшенной на помойку елки. Помните, "И в суете тебя сняли с креста, / и воскресенья не будет" Булата Окуджавы?

    против

    Ольга Маховская, психолог:

    - Являются ли новогодние праздники хорошим антидепрессантом? Помогут ли они человеку почувствовать перспективу?

    Если судить по количеству обращений к психологам, то уровень нейротизма, тревожности за последние 20 лет в нашем обществе вырос в два раза. Нас преследуют страхи самого разного рода, причем среди них появилось много новых. Страх терактов, например, или страх бедности. Очень высок страх потери статуса. Социальные страхи быстро множатся - здесь и страх потери репутации, и утраты карьерных перспектив, и страх не угодить начальству. Наш "репертуар поведения" расширился и повлек за собой реальные поводы к наращиванию отношенческих страхов.

    Стоит обратить внимание и на виртуальные страхи, часто мнимые, придуманные. Мы даем тяжелые реакции на тревожные события, которые нам непосредственно не угрожают, потому что возникло огромное "зазеркалье" наших чувств, стимулированных экранами - телевизоров и компьютеров.

    А приоритеты расстановки телевизионных и газетных новостей - когда темы катастроф обязательно на первых полосах - заставляют думать, что мы живем в преддверии Апокалипсиса.

    Если страхи не находят выхода, они превращаются в подавленное чувство, и все часто заканчивается депрессивным состоянием. Когда человек уже сам не знает, почему ему тревожно. Его пугает все новое, он не видит перспективы, не понимает, как что-то можно изменить. Это может проявляться в апатии или в более утонченном чувстве меланхолии. В ностальгии по прошлому. Память очищает образы от негатива, сохраняет позитив и так помогает нам, возвращая нас в ситуацию счастья и благополучия. Этим же объясняется и доходящая до 80 процентов ностальгия по совет скому прошлому. Но люди так упорно ищут выход в прошлом, потому что будущее заблокировано.

    Трагедия в "Хромой лошади" показала еще один странный феномен, как бы готовность молодежи к закланию. Ведь им все было известно: что помещение неудобно, что фейерверки опасны, что народу будет очень много. Огромные очереди в ночные клубы, которые приходится наблюдать, говорят как раз о сломанности у молодых людей "механизма опасности". Я пару раз попадала - по работе, как исследователь - в элитные ночные клубы, они все переполнены, там постоянна ситуация давки. Нельзя не видеть, что, входя в такой клуб, ты входишь в зону риска. А в сознание молодых людей не проходит сигнал о том, что это опасно. Среди них утвердились модели поведения, выраженные в словах, - завтра ничего уже не будет, зажигай по полной сегодня! Ну вот, в конце концов программа сработала: завтра не стало.

    А теперь вернусь к вопросу, являются ли праздники, особенно новогодние, антидепрессантом? Парадоксально, но депрессии усугубляются во время праздников, и для многих они превращаются в испытания.

    Поэтому праздники требуют от нас повышения деликатности в отношениях друг с другом. Но подарки и поздравления, конечно, лечат. Поэтому желаю всем всех как можно больше поздравлять. Рассылать открытки, простые и электронные, писать эсэмэски, окончательно отбросив входящий в моду вопрос "А моего ли круга этот человек?"

    Поделиться