29.12.2009 20:47
    Поделиться

    Рок- и поп-музыка: что было слышно в 2009-м?

    Лучшие диски 2009 года вышли незадолго до его окончания

    Звезды всегда старались отличиться поближе к Новому Году, дабы их новые диски стали самыми раскупаемыми подарками. Так случилось и в 2009-м. С той лишь поправкой, что иные знаменитости уже категорически отказываются брать деньги с поклонников за свои свежие CD.

    Сергей Шнуров и проект "Рубль". "Сдачи не надо" (только сетевой релиз).

    Год спустя после роспуска "Ленинграда" Шнур продемонстрировал то, ради чего и решил начать все сначала. 13 песен под общим названием "Сдачи не надо" он бесплатно выложил на своем сайте, с комментарием, мол, пиратское скачивание приветствуется, а порядок песен каждый может выбрать для себя сам. Теперь Сергей Шнуров играет грубый и напористый гаражный рок. Простоватый и безамбициозный, как стены домов на городских окраинах. Которые, кажется, обретут некую притягательность и самобытность, лишь если написать на них какое-то вычурное или провокационное слово. Вот, вкратце, и суть нового творческого метода Шнура и его альбома "Сдачи не надо".

    Когда музыкант-бузотер только начинал проект "Рубль" (он именует его не группой, а проектом - как что временное и разовое), то собирался наотмашь петь-рубить правду-матку об окружающей жизни. Быть уже не развлекателем и пересмешником, как с "Ленинградом", а уже почти народным трибуном. Вроде Юрия Шевчука, только уже для люмпенов и новых "детей проходных дворов"…

    Первые песни, в частности, "Ничего нового" - были как раз такими хитами-призывами: хлесткими, образными, дерзкими. Да и хриплый, прокуренный, наступательный вокал Шнурова был здесь очень органичен. Но затем словесная эквилибристика, увы, отвлекла. И Сергей вновь занялся тем, что умеет особенно хорошо: рифмует слова на букву Х и Б со всеми возможно подходящими для этого словами. Иногда получается смешно, чаще - слушается глумливым плагиатом. К тому же, после вполне сильного трека "Финский залив" аранжировочный запал инструменталистов стал излишне схематичным, не по-шнуровски предсказуемым… Если ради этого Сергей и собирал "Рубль", то наверняка скоро возродит и "Ленинград".

    Робби Уильямс. "Reallity Killed The Video Star". Virgin Records

    В Англии тоже есть свой музыкант-повеса, почти общенациональный любимец, приучивший удивлять публику своими хитами и поступками -  Робби Уильямс. Его первый за три года альбом - несмотря на то, что певец обещал сделать его веселым и танцевальным - оказался таковым только в двух композициях ( Last Days Of Disco и Difficult for Weirdos). В остальном здесь - размеренный бит, обилие клавишных партий (гитары оказались основательно прибраны), преобладание баллад и средне-темповых композиций. Под такую музыку приятно размышлять о жизни (особенно если понимаешь английские тексты), не спешно попивать шампанское и сокрушенно размышлять о том, куда девался прежний мятежный и задорный горлопан и лирик-смутьян Робби Уильямс.

    Зато в утешение - временами проскальзывающие интонации а-ля Фредди Меркьюри и Элтон Джон. С этим альбомом Уильямс окончательно стал частью британского музыкального истиблишмента. И еще - собранием копий с творческих портретов знаменитых певцов, ходячим филиалом Музея мадам Тюссо в Лондоне…

     Lady Gaga. "The Fame Monster". Interscope Records

    В начале этот двойной диск тоже был объявлен исключительно сетевым релизом. Но затем оказался выпущен и на CD. Первый диск -  дебютный релиз Леди Гага "Fame" (плюс пять песен), второй - уже 8 новинок. Отличаются диски мало, эмоционально подтверждая появление новой поп-звезды, пожалуй, -  главного, если не единственного открытия женской поп-музыки в 2009 году.

    И если благодаря клипам Lady Gaga (она же - Стефани Джерманотта) вначале казалась просто очередными гламурными "поющими трусами" (ее модные эротичные наряды и стильная ровная челка поначалу не давали зрителям сосредоточиться на музыке), то этим диском она подтвердила и свой незаурядный артистический потенциал.

    Она сама придумывает костюмы, сама пишет песни, соединила R’n’B, новую волну, электроклэш и евродиско. И порой кажется, что сегодня Lady Gaga везде, ее слишком много: по телевизору, в СМИ, в любом клубе диджеи играют ее Paparazzi и Pocker Face. Обсуждать хорошо это или плохо - бессмысленно: слишком давно в поп-музыке не появлялось столь независимых и ярких звезд. Что уже хорошо. Равно как и то, что Стафани-Гага смогла опровергнуть и расхожий постулат о скором крахе "эры CD". Ее диск успешно скачивали в Интернете, да и на физических носителях раскупили уже больше трех миллионов копий…

     James Cullum. "The Pursuit". Decca

    Это уже четвертый альбом молодого британского пианиста и певца, параллельно проходящего по категории "новых звезд" как в современном джазе, так и поп-роке. Кто-то читает его эдаким "крутым замесом": по половине Чика Кориа и Билли Джоэля. Верно это лишь отчасти. Обладая виртуозной техникой джазового пианиста, обожающий свинг и синкопы Джеймс Каллам  снискал главные симпатии публики за умелые кавер-версии джазовых поп-стандартов. И необычайный дар самобытно вторгаться с фортепианными джазовыми проигрышами в бескомпромиссные рок-композиции. Но нынешний диск получился еще более мощным, дерзким и филигранно исполненным. В нем преобладает авторский материал Каллама, настроения - от романтических баллад до безалаберных и лихих приджазованных блюзов. И неожиданный реверанс в сторону The Beatles, в частности в одном из главных хитов диска -  I’m All Over It.  Все очень точно, в меру, и изысканно. Отличная пластинка  для людей, предпочитающий не банальную, спонтанно-чувственную музыку.

    Muse. "The Resistance". Warner Brothers

    Драматичный напор, беспокойный, на грани нервного срыва мелодизм с щемящими душу интонациями на высоких нотах - все это есть и в пятом альбоме группы. Понятно, почему Resistance особенно расхваливал по итогам года Брайан Мэй из Queen. Ведь в нынешним релизе трио выразило своим симпатии коллегам по рок-музыке: по мнению одних критиков - решив превзойти их всех разом, по суждению других - просто развлекаясь в попытках сыграть в чужие игры…

    Так, в песне Undisclosed Desires заметно выглядывают уши Depeche Mode, солист Мэтью Беллами поет в духе Дэвида Гэана, лихо сдабривая композицию синтетическими тембрами. А в United States Of Eurasia гротескно аранжирует материал в традициях Queen середины 70-х: здесь Беллами и второй вокалист Крис Волстенхольм стараются раскладывать вокальные партии, создавая объемный и масштабный звук с использованием хоралов. При этом дополняют их велеричивыми гитарными соло и соответствующими клавишными подкладами. Никогда еще у Muse инструментальное искусство не выходило столь мощно на передний план. Да и Беллами никогда столь не увлекался игрой на фортепиано, даже в ущерб своим гитарным соло. Влияния уже поздних Queen и симфо-рока ощущаются в трехчастной композиции Exogenesis. Словом, этот диск - как пишут в рекламе "три в одном". И от этого не по меньшей мере - не становится хуже. Не понятно лишь чему было "сопротивление" - желанию почувствовать себя несколькими группами сразу?

    Gossip. "Music For Men". Sony Music

    Одна из лучших альтернативных групп мира прибегла к услугами продюсера Рика Рубина, не нуждающегося в представлениях (мэтр работал и с Metallica над последним диском Death Magnetic). А теперь был призван окончательно вывести в "высшую лигу рока" живописное трио Gossip. Рубин не стал ничего особо менять - вокалистка Бетт Дитто по-прежнему поет резво, самоотверженно, взрывно. А творчество группы - эмоциональный и беспечный сплав панк-рока, ранних Blondie и спонтанных песен мечущейся женской души. Разве что в финальном миксе прибрал на задний план клавишные инструменты, что только пошло на пользу отрывистому и взрывному гитарному звуку группы.

    Поделиться