24.12.2009 00:41
    Поделиться

    Лучшим способом борьбы с должниками коллекторы Екатеринбурга считают "информационную войну"

    Как отмечают коллекторы, основная часть их клиентов, пострадавших от невыплаты долгов в корпоративном секторе, - это отнюдь не банки, а контрагенты и поставщики, небольшие фирмы, с которыми "забыли" расплатиться.

    Такие долги коллекторские фирмы обычно не выкупают (что часто происходит с пакетами задолженностей физических лиц), а работают по договору. Причем наметилась новая тенденция: обманутым поставщикам приходится налаживать контакт не с владельцем бизнеса, а с его крупнейшим кредитором, контролирующим предприятие и стремящимся покрыть свои убытки, не принимая в расчет более мелких кредиторов. Прежде всего это проявляется в сегменте ритейла.

    Участились случаи невыплаты долгов за поставленную алкогольную продукцию, также есть случаи обращения к коллекторам по взысканию долгов по заработной плате. Усложняет дело ведение бизнеса "на доверии", без заранее заключенных договоров.

    По словам директора одного из уральских коллекторских агентств Александра Исаева, одна из наиболее частых проблем при взыскании задолженности - оставление долгов на брошенных компаниях с предварительным переводом активов на другое юридическое лицо. При этом бренд, под которым идет продвижение бизнеса, может оставаться неизменным. Такое на Урале произошло с сетью магазинов рабочей одежды и центром по продаже подержанной автотехники.

    Бизнесмены-должники зачастую не выходят на контакт ни с кредиторами, ни со службой судебных приставов, ни с коллекторами. Например, некая ювелирная компания перенесла свои регистрационные данные в другой субъект Федерации, этим затрудняя процесс взыскания долга.

    Пример уклонения от выплаты по долгам в федеральном масштабе привел директор московского центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин: более шести миллиардов рублей задолжала крупная текстильная компания, прежде имевшая дочернюю структуру и в Свердловской области, - по данным эксперта, формально сейчас она зарегистрирована в одной из стран ближнего зарубежья. Как считает Жданухин, такое ведение бизнеса вредит текстильной отрасли в целом: негативный пример может затруднить другим участникам рынка доступ к каналам финансирования.

    Для воздействия на должников коллекторы начали применять новые методы, в том числе вести с ними "информационную войну". Они придают огласке имена бизнесменов, чьи компании оказались неблагонадежными. Дмитрий Жданухин подчеркивает: разглашению подлежит только та информация, в достоверности которой не возникает сомнений и которая не может быть рассмотрена по ГК РФ как клевета. Должники заранее информируются о проведении пресс-конференций и других публичных действий.

    Эксперт отмечает, что подход оказался эффективным. Во-первых, это означает не просто потерю доброго имени, но и реальные ограничения для бизнеса: многие компании, службы безопасности которых в курсе такого положения дел, обязаны, к примеру, отказаться от работы без предоплаты с такими клиентами. Кстати, подобные "черные списки" недобросовестных поставщиков для государственных и муниципальных нужд составляет федеральная антимонопольная служба. Во-вторых, огласка - это честная альтернатива недобросовестному воздействию на должника с помощью компромата, который часто не имеет отношения к бизнесу. Примечательно, что этот метод может помочь небольшим пострадавшим фирмам, которые в этом случае получают те же возможности воздействия на должников, что и крупные кредиторы.

    Поделиться