15.12.2009 00:40
    Поделиться

    Алексей Александров: Документы на приватизацию жилья в ЦАО Москвы можно сдать за 15 минут

    Познакомившись с работой "электронного правительства" Сингапура, президент РФ Дмитрий Медведев констатировал: "Фирму там можно зарегистрировать всего за неделю".

    В Центральном административном округе Москвы этому могут пока лишь завидовать: регистрация фирм - не функция местных органов власти. Зато документы на приватизацию жилья в Центре обслуживания населения ЦАО можно сдать за 15 минут, справку, подтверждающую многодетность семьи, оформить в день обращения, да и многие другие документы, за которыми еще недавно жители центра города, как и всей столицы, томились в очередях, теперь не проблема. И это, уверен префект Центрального административного округа Москвы Алексей Александров, только начало.

    Российская газета : Алексей Олегович, ЦАО энергичнее всех в городе занимается реализацией программы "Электронная Москва". Что вас подталкивает к этому?

    Алексей Александров : Я бы все-таки сказал, что и мы пока лишь в начале пути. Электроника - всего лишь инструмент. А говорить надо о работе с населением. Точнее - о работе для населения, для жителей округа. Людям нужна информация о действиях властей, а власти требуется обратная связь - вовремя узнавать мнение жителей, чтобы выстраивать свою работу с учетом этого мнения. И здесь все формы хороши: и бумажные, и личное общение, и по телефону, и самые современные - электронные, в том числе Интернет. Естественно, чем лучше "инструмент", тем эффективнее и качественнее выполняется работа.

    Приведу пример. Префектура ЦАО размещается в двух зданиях, причем второе было построено специально в качестве Центра обслуживания населения - ЦОН. На его втором этаже расположен огромный зал, предназначенный для информирования жителей по всем градостроительным вопросам. Одного интересует судьба дома, в котором он живет, другого - судьба квартала, перспектива микрорайона и так далее. В этом зале размещен огромный макет всего ЦАО, со всеми сооружениями, выкрашенными в "функциональные" цвета: жилой фонд - желтым, промышленные объекты - синим, офисные здания - белым...

    Там же есть десять экранов-мониторов трехмерной модели территории округа. Можно подойти к монитору и попросить специалиста показать нужную улицу, конкретный дом. Причем в настоящем и будущем: если квартал назначен под снос, вам покажут, что будет на его месте после сноса, если дом еще лишь строится или только проектируется - увидите даже поэтажные планы, то, что вырастет рядом: какие магазины, школы, детские садики, спортсооружения. Конечно, без электронной "начинки" такое было бы невозможно.

    РГ : И давно это действует?

    Александров : Формировать трехмерную модель начали полтора года назад, пока смоделировали 38 процентов домов. Но процесс идет. Даже в период кризиса выделяем финансирование, чтобы система развивалась дальше.

    На том же этаже имеется еще одно интересное помещение - там сосредоточена информация по капремонту жилья. Ремонтная эпопея у нас начнется в марте - значит, не позже февраля откроем экспозицию, где можно будет посмотреть, как намечено ремонтировать каждый дом, с каким набором работ, и так далее...

    В ЦОНе расположена также библиотека префекта, где имеется специализированная литература в бумажном или электронном виде. Там же проходят встречи с жителями, можно проконсультироваться с юристом... На первом этаже стоят два терминала: один - для оплаты мобильной связи и прочих электронных платежей, второй - специализированный: для оплаты государственных услуг, предоставляемых на возмездной основе. Очень удобная штука: не нужно, как раньше, бежать в Сбербанк, ввел свои данные, заплатил - получи квитанцию.

    РГ : А сами государственные услуги?

    Александров : Одно из основных подразделений ЦОНа - это служба "одного окна". Сюда может обратиться любой житель округа, которому требуется какой-нибудь документ: справка, решение и так далее. Причем это может быть официальная бумага не от префектуры, а от БТИ, департамента жилищной политики и жилищного фонда, департамента потребительского рынка, земельных ресурсов и так далее.

    Для сведения: сегодня в городе выдается 279 видов различных документов, из них только 18 документов готовится в префектуре, а получить в ЦОНе жители округа могут 86 разных документов. Для этого им достаточно обратиться в нашу службу "одного окна". При себе нужно иметь минимальный пакет документов. А далее служба в электронном режиме связывается с информационными базами нужных департаментов, получает оттуда требуемые данные и т.д. Если требуется не просто справка, а решение по какому-то вопросу, то система формирует информационный пакет, на основании которого готовится решение. А заявитель через определенный срок приходит к тому же самому окну и получает нужную бумагу.

    РГ : То есть жителю округа не нужно обивать пороги разных городских контор, а достаточно лишь посетить ЦОН?

    Александров : Да и в ЦОН ходить необязательно: сегодня службы "одного окна" действуют во всех десяти районных управах округа. И человек идет туда, куда ему ближе. Очередей нет. Чтобы сдать запрос на какую-то бумагу, надо потратить не более 15-20 минут. Сейчас, например, заканчивается бесплатная приватизация жилья - это всегда была больная тема. Теперь в ЦАО документы на приватизацию можно сдать в префектуре или в своей районной управе без проблем.

    Нас волнует другое. Ведь существуют еще и те около 200 видов документов из 279, которые мы не выдаем москвичам. Причин тому несколько. Во-первых, на первом, уже прошедшем этапе информатизации каждый орган власти создавал свою систему исходя из собственного понимания и разумения, а также из имеющихся средств. И сегодня эти системы в чем-то не совпадают, а в чем-то, наоборот, дублируют друг друга.

    Но еще большей помехой является наш менталитет, стремление каждого владельца собственной информационной системы держать ее под своим контролем и ни в коем случае не делиться. А ведь вся прелесть электронной системы в том и заключается, что она может работать самостоятельно: пришел запрос в базу данных - получил информацию - ушел обогащенный - вернулся к тому, кто запрашивал.

    Получается, что в итоге "хозяин базы" уже как бы и не хозяин, он исключен из процесса, ему не нужно ничего разрешать - не разрешать, согласовывать, подписывать. Это отбор полномочий у чиновника, умаление его власти - точнее, лишение его рычагов влияния на ситуацию. Сегодня ему звонят, и не один раз, к нему заходят, его просят, а он решает, дать или не дать. А если завтра все это пойдет в автоматическом режиме в "общую копилку", то не возникнет ли вопрос: а нужны ли все эти чиновники, которые раньше могли согласовать - не согласовать, а то и целые структуры?

    РГ : Как вы думаете, сколько времени уйдет на преодоление этих помех?

    Александров : Вообще-то процесс идет быстро. Думаю, на универсализацию потребуется года 2-3, может быть, меньше. Например, сегодня Москва создает электронную карту иностранного гостя. Это требует подключения системы Пограничной службы, которая фиксирует пересечение границы. Федеральная миграционная служба должна поставить человека на миграционный учет. Информационная система департамента здравоохранения учтет его при прохождении первого же медосмотра. Налоговая служба захочет учесть его, как нерезидента, но налогоплательщика. Работодатель обязан заключить с ним трудовой договор...

    Со всеми этими системами должен взаимодействовать электронный терминал, которыми уже сейчас в порядке эксперимента оснащают участковых милиционеров. Участковый может вставить карту гостя в свой терминал и сразу увидит, въехал ли иностранный гость в Россию законно, что у него со здоровьем и т.д. Если все данные в порядке, то тогда "зеленый свет". А если нет - стоп, дружище, пойдем разбираться, на каких основаниях ты здесь находишься.

    Технически, думаю, создать такую сеть вполне возможно. Но ведь здесь нужно объединить базы данных нескольких федеральных ведомств, включая силовые структуры - Погранслужбу, МВД. А они делиться своими информационными базами пока не хотят!

    РГ : Но мэр Москвы Юрий Лужков пообещал создать до 25 декабря в столице городской контакт-центр обработки обращений граждан как составную часть электронного центра государственных услуг. После чего начнется предоставление этих гос услуг гражданам. Правда, на первом этапе обещают "электронизировать" лишь подачу заявки на получение загранпаспорта с возможностью отслеживать его готовность. Но потом ожидается расширение перечня до 46 видов услуг...

    Александров : Меня это радует, потому что двигателем процесса станет наконец федеральная власть. А это значит, что федеральным ведомствам через "не хочу" придется открыть свои базы данных для других служб. Естественно, со всеми мерами предосторожности, но... Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Олегович Щеголев уже заявил, что гражданин не должен разбираться, от какого ведомства ему нужно получить справку, а просто заказать ее через Интернет.

    РГ : Специалисты утверждают, что этот процесс тормозит отсутствие в стране системы цифровой подписи.

    Александров : Есть и такая проблема. Нужно решение на федеральном уровне о законодательном закреплении права электронной подписи. Сегодня мы работаем по схеме, которая позволяет обходиться без юридически закрепленного права электронной подписи. Но ее введение позволит ускорить эту работу, усовершенствовать процесс и одновременно упростить.

    РГ : Сам переход к системе "электронного общения" с жителями округа и организациями, расположенными в ЦАО, прибавил вам работы. Или наоборот? Хотя бы бумаг стало меньше за счет прибавления электронных обращений в префектуру?

    Александров : Уже прослеживается тенденция преобладания электронных обращений над бумажными. Но бумаг тоже много, в том числе писем жителей, точнее, жалоб. Много обращений поступает на так называемый "пейджер префекта". Стараемся и этот поток ввести в "электронное русло": организовали на портале ЦАО "Дневник префекта". Размещаем там вопросы и обращения жителей округа и в сжатые сроки ответы на них.

    РГ : Все ли жители округа могут обратиться к вам в электронном виде? Какой процент домов, квартир округа подключен к Интернету?

    Александров : Исходя из данных о социальном составе населения ЦАО, полагаю, что подавляющее большинство жителей имеют доступ в Интернет. А техническая возможность подключения есть практически у каждого, хотя бы через телефонную линию. Хотя к большинству домов уже подведены и оптоволоконные кабели.

    РГ : Вероятно, "электронизацию" обращений к префекту тормозит преклонный возраст основной массы жалобщиков? Известно, что наиболее беспокойные жильцы - это пенсионеры, и далеко не все из них владеют компьютерной грамотой. Но если сравнить ваши личные ощущения, какие вопросы в округе ныне самые острые, и сравнить их с потоком письменных и телефонных жалоб, а также с теми, что пришли по электронной почте, вектор совпадет?

    Александров : Думаю, что да, хотя я опираюсь не на личные ощущения, а на данные информационной системы префектуры ЦАО, которая включает в себя многие параметры, в том числе и раздел "Письма граждан". Там есть своя система отбора. Если, например, в течение месяца с одного адреса поступает несколько писем, значит, там формируется "горячая ситуация". Эти письма выносятся в специальный раздел "Объекты и события на контроле". И когда я включаю компьютер и вхожу в информационную систему, там уже есть письма из "горячей точки". Или письма по "горячей теме".

    РГ : Например?

    Александров : Например, с улицы Новослободской, дом 62, за последние два месяца пришло более 20 писем во все инстанции. Причина понятная - там идет капитальный ремонт. Правда, большинство писем были посланы одним человеком. Но требовалось разобраться с поднятыми проблемами.

    Я поручил разобраться с выездом на место главе управы и зампрефекта по жилищно-коммунальному хозяйству. Выяснилось: часть жителей недовольны качеством установки стеклопакетов. Проработали этот вопрос с подрядной организацией. Теперь держим дом на контроле. И если не поступят оттуда новые жалобы, контроль через три месяца будет автоматически снят.

    Возвращаясь к вопросу, прибавила ли мне работы "электроника", скажу: она помогает систематизировать работу. И, не отвлекаясь на частности, видеть главные проблемы. Но, повторяю, она всего лишь инструмент. Так я быстрее вижу, где появляется "горячая точка". Но эта система не может подсказать, как "горячий очаг" остудить. Потому что с одного и того же дома может прийти три различных письма: кто-то просит обеспечить во дворе газон и собачью площадку, другой согласен на газон, но категорически против собак, а третий требует все заасфальтировать под парковку, а на въезде поставить шлагбаум. А потому для подобных ситуаций мы оборудовали "передвижную общественную приемную префекта по вопросам работы с ТСЖ и жителями". Выезжаем на этой "газели" по конкретным адресам. Правда, все чаще эти адреса берем именно из электронной почты.

    РГ : Президент Дмитрий Медведев недавно заявил, что внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере - это главные показатели развития информационного общества, а в конечном счете того, насколько страна конкурентоспособна и комфортабельна для жизни граждан. В ЦАО многое сделано. Что еще в перспективе?

    Александров : Главное, на мой взгляд, состоит в том, что пора выходить из "экспериментального режима", когда многое делалось за счет внутренних резервов и энтузиазма. Нужно переводить это на плановую основу. Для этого нужно вводить в штат специальных людей, а также более плотно взаимодействовать с отраслевыми и общегородскими структурами. И делать все это необходимо не откладывая в долгий ящик.

    Поделиться