10.12.2009 00:59
    Поделиться

    Сергей Симонян: Об институте присяжных заседателей нельзя судить по фильму "Двенадцать"

    За последним судебным процессом с участием присяжных заседателей следили многие. "Суд двенадцати" рассматривал дело жителя поселка Билимбай Владимира Кичигина, обвиняемого в убийстве двух милиционеров.

    Отдать свое дело на суд двенадцати представителей народа попросил сам Кичигин с надеждой на "понимание". Но приговор был вынесен жесткий - пожизненный срок. На днях этот вердикт присяжных подтвердил Верховный суд.

    Уже почти девять лет вершить правосудие имеют шанс многие жители Уральского федерального округа. С 2001 года в областях УрФО действуют суды присяжных. Списки потенциальных присяжных в 2000 году публиковались в газетах, и сейчас из них методом случайной выборки подбираются на процесс представители народа. Какого это, пройти через комнату присяжных заседателей, отлично знает Сергей Симонян. Сергей - руководитель одной из уральских фирм, специального юридического образования не имеет. Cудьба распорядилась так, что Симонян уже дважды входил в число "двенадцати". И недавно инициировал создание на Урале Клуба присяжных заседателей, потому что уверен: к процессу вершения правосудия людей необходимо подготовить.

    Российская газета: Сергей Борисович, как случилось, что вы стали присяжным?

    Сергей Симонян: Абсолютно банально: пришло приглашение явиться в суд. Понятно, что приглашение в суд любой воспринимает несколько тревожно. Но вопроса, идти или нет, не возникло. Наоборот, было ощущение какого-то выигрыша. Вы выигрывали когда-нибудь в лотерее? Чувство удивления при этом главное: случай выбрал тебя!

    Потом, после судебных заседаний, ощущения, конечно, изменились. Тем более что дело было громкое, обвиняемый совершил тяжкое преступление, приговор для него равносилен концу жизни. Ведь на свободу он сможет выйти только глубоким стариком. Потому решение было вынести непросто, давило ощущение исходности жизни человека.

    В принципе, присяжные заседатели в суде слушают то, как произошло горе. Причем горе и в судьбе пострадавших, и в судьбе человека, что находится на скамье подсудимых. Решения, которые принимают на себя присяжные, очень тяжелые.

    Но главное, не забывать, что присяжный заседатель - это по сути глас народа. Ведь они представляют не государственную структуру - прокуратуру или суд, а общество, всех жителей области. И потому ты должен быть максимально объективен.

    РГ: Как вы относитесь к мораторию на смертную казнь?

    Симонян: Он меня радует, потому что возможна как судебная ошибка, так и ошибка присяжных. Вы помните, по делу Чикатило, прежде чем поймали реального маньяка, несколько человек было расстреляно. Сейчас ошибка дает человеку возможность выйти на свободу живым. А в случае высшей меры уже ничего не вернешь.

    РГ: Считается, что суд присяжных - это суд факта, разве эмоциональное окружение процесса не может влиять на вынесение решения?

    Симонян: По сути присяжные должны ответить на ряд конкретных вопросов. К примеру, имел ли место факт преступления, виновен ли обвиняемый... Но исключить эмоциональную составляющую практически невозможно. Во время процесса, к примеру, произошло следующее: потерпевший заявил, что он не узнает подсудимого, хотя на предварительном следствии давал обратные показания. Как определить, в каком случае человек говорил правду? Только следить за эмоциями. Потерпевший смотрел на обвиняемого как загнанный зверь. При этом, не узнавая его, добавил: поймите, я хочу спокойно жить! Для меня этого было достаточно, чтобы понять, правду он говорит или нет.

    РГ: В совещательной комнате много бывает споров?

    Симонян: Безусловно. Иной раз присяжные пытаются подменить собой суд, следователя, начинают выдвигать свои версии произошедшего. Причем версии возникают чаще всего "киношные", из сериалов. К примеру: орудие убийства подсунули, человека подставили... Один судья мне признавался, что самая большая проблема суда присяжных - это фильмы. Однажды он вынужден был пригласить в комнату присяжных эксперта, который прочитал им короткую лекцию о невозможности провести экспертизу, разрекламированную в кино.

    РГ: Кстати, о кино. Насколько фильм Михалкова "Двенадцать" близок к жизни?

    Симонян: Этот фильм я смотрел уже будучи присяжным. Ляпов там очень много, в том числе юридических. Искажено, что и как происходит в комнате присяжных. Игра актеров, конечно, великолепная, но, отрешившись от игры, я понимаю, что фильм принес даже вред, потому что институт присяжных воспринимают по этой ленте.

    Я считаю, что присяжные - это лучший срез нашего общества, они обладают чувством ответственности, они пропускают нервную нить правосудия через себя. И когда какой-то политик говорит, что присяжных надо устранить, поскольку они не разбираются в юридических тонкостях, - он не понимает сути такого правосудия.

    Присяжные делают очень тяжелую общественную работу и уходят. В лучшем случае им за эту общественную деятельность скажут спасибо, а в худшем - обвинят в непонимании закона. Да еще и могут попросить с работы за "прогулы". Кстати, непонимание работодателей - одна из основных причин отказа людей быть присяжным заседателем.

    РГ: Как много людей при вас отказывалось в суде быть присяжным заседателем?

    Симонян: Примерно половина. Одни не хотят в "грязном белье ковыряться", другие терять на работе заработок, ведь человек вышибается из рабочего ритма надолго. В некоторых процессах присяжные участвовали на протяжении двух лет!

    РГ: Но присяжный же не все это время находится в зале суда и не работает?

    Симонян: Конечно, после заседания можно идти на работу. Присяжному выдают документ с указанием даты, когда он находился в суде, и государство ему этот день оплачивает.

    РГ: Отказ быть присяжным как-то карается?

    Симонян: У нас - нет, а в США могут оштрафовать на тысячу долларов. Я знаю, что среди тех людей, которые уже были присяжными заседателями, бытует уверенность: к отказникам надо применять какие-то меры воздействия! Но правоведы настаивают: стремление участвовать в процессе должно быть внутренним посылом человека.

    В Свердловском областном суде подготовлена брошюра, где даются ответы на все элементарные вопросы о деятельности суда присяжных. Вплоть до того, где он может пообедать, предусмотрены ли перекуры и можно ли о происходящем в суде рассказывать близким. Каждый присяжный, приходящий в областной суд, эту брошюру получает. А в Общественной палате России разработана брошюра, которая называется "Мифы и легенды суда присяжных".

    РГ: И какой главный миф?

    Симонян: Что там заседают домохозяйки, которые не могут ни в чем разобраться. Другой миф, что присяжных легко подкупить. Между тем в России вскрыли всего лишь пару случаев, когда в составе присяжных подкупали только одного человека. Это бесполезно, один в составе 12 - не воин, поскольку он должен переубедить остальных, чтобы был вынесен необходимый вердикт. Решение в пользу обвиняемого принимается лишь тогда, когда голоса присяжных разделяются 50 на 50.

    РГ: После совместной работы в суде присяжные продолжают поддерживать отношения? Может, становятся друзьми?

    Симонян: Не то чтобы мы становимся друзьями, но периодически созваниваемся. Общее переживание, эмоциональный всплекс, безусловно, объединяют. Это не может пройти бесследно. С кем я ни говорил, участие в процессе в определенной степени меняет человек. Меняет его взгляд на общество, на правосудие. В лучшую или в худшую сторону меняет? Все зависит, в какой процесс человек попал. Но осознание себя как гражданина вырастает неимоверно.

    Между тем

    Весной этого года в Екатеринбурге был создан Клуб присяжных заседателей. Появление этой общественной организации поддержали члены Общественной палаты РФ. Объединившись, присяжные заседатели хотят не только посвящать земляков в деятельность суда, но и пытаться не допускать ошибок в правосудии. Костяк клуба составляют бывшие присяжные заседатели. Но в члены организации готовы принять также судей, прокуроров, правозащитников и всех желающих познать суть суда присяжных.

    Справка "РГ"

    Впервые суд присяжных появился в России в 1864 году, он рассматривал исключительно тяжкие уголовные дела, причем большая часть выносимых приговоров была обвинительной. С 1917 года суд присяжных почти не собирался, а в 1922 году был отменен. Возвратить эту форму правосудия предложил в 1991 году президент РФ Борис Ельцин. Через два года, после принятия новой Конституции, первые суды присяжных появились в девяти регионах страны. В областях Уральского федерального округа суды присяжных существуют с 2001 года. В нынешнем году суд присяжных появился в последнем российском регионе - республике Чечня.

    Клуб присяжных заседателей: тел. (343) 378-64-91.

    Поделиться