10.12.2009 00:35
    Поделиться

    В 2010 году в России приступят к созданию военной полиции

    В 2010 году в Вооруженных силах России приступят к созданию военной полиции - структуры, необходимой для поддержания законности и правопорядка.

    Военная полиция существует в подавляющем большинстве развитых стран. Почему же наша армия так долго обходилась без нее? Почему необходимость в создании военной полиции возникла именно сейчас, в далеко не самое благоприятное в финансовом отношении время? Как будет формироваться и кому подчинят новое ведомство? Сможет ли оно проводить дознание и осуществлять оперативно-розыскные мероприятия? И главное, потребует ли формирование нового ведомства дополнительных бюджетных ассигнований?

    На эти и другие вопросы мы попросили ответить председателя Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности СФ, действительного члена Академии военных наук, доктора военных наук, генерал-полковника в отставке Владимира Кулакова:

    - Военная полиция существует в подавляющем большинстве развитых стран уже с середины прошлого века. Обязательным условием является ее наличие в составе миротворческих сил ООН, направляемых в различные конфликтные регионы мира. Например, российский миротворческий контингент в Боснии тоже имел подразделение военной полиции.

    Кроме того, в России вот уже более 20 лет на больших кораблях типа "Адмирал Кузнецов" созданы и успешно работают подразделения военной полиции.

    Создание военной полиции именно сейчас - это не дань моде и не чья-то прихоть, а необходимость. В настоящее время Вооруженные силы переходят на новую оргштатную структуру. Увеличивается объем задач, стоящих перед командирами и другими воинскими начальниками. В этих условиях взваливать на офицеров помимо командных функций обязанности по поддержанию правопорядка и укреплению воинской дисциплины значит заведомо ставить под сомнение качество выполнения боевых задач.

    Военная полиция обязательно должна обладать правом проведения дознания и ведения расследования. В настоящее время дознание в войсках, как правило, проводят молодые офицеры, прошедшие краткосрочную подготовку в органах военной прокуратуры. Постоянные перемещения и служебная загруженность не позволяют им качественно проводить дознание.

    Кроме того, ответственность, которую несут командиры за состояние воинской дисциплины в подчиненных подразделениях, не всегда способствует объективности при проведении дознания. Эти же офицеры во взаимодействии с прокуратурой и органами МВД проводят оперативно-розыскные мероприятия. Таким образом, от боевой подготовки отрывается огромное количество квалифицированных кадров, которые выезжают в командировки для возвращения дезертиров и проведения других оперативно-розыскных мероприятий. Естественно, это и экономически не оправдано, и наносит ущерб боевой готовности. Я полагаю, что оперативно-розыскные мероприятия также должны проводиться военной полицией.

    Подчинение военной полиции министерству обороны или МВД, на мой взгляд, не имеет принципиального значения. Если рассматривать этот вопрос с экономической точки зрения, то выгоднее создавать военную полицию на базе существующих в Вооруженных силах структур Службы войск, которые уже сейчас осуществляют ряд функций военной полиции. В этом случае военная полиция должна быть подчинена министерству обороны.

    Если создавать нечто новое, то подчинить эту структуру можно будет министерству внутренних дел или минюсту, но тогда цена создания военной полиции окажется значительно выше, что, скорее всего, потребует внесения изменений в уже принятый бюджет. Недостатком такого подчинения неизбежно будет потеря оперативности и тесного взаимодействия с командованием Вооруженных сил.

    компетентно

    Юрий Савенко, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне:

    - Создание военной полиции отвечает требованиям построения нового облика российских Вооруженных сил. Существует масса специфических задач, требующих постоянной квалифицированной работы, например, по розыску солдат, самовольно оставивших часть, или проведению дознания по фактам правонарушений. Получается, задачи есть, а конкретных исполнителей нет. Должностные лица, которые выполняют эти функции внештатно, не обладают реальными правами для поддержания правопорядка.

    Чтобы новая структура работала эффективно, в министерстве обороны и других ответственных ведомствах должно быть четкое понимание ее компетенции. Необходимо разделить круг воспитательных и правоохранительных задач, определить, какими организационными средствами и при каких затратах удастся их решить. В ближайшее время эта работа будет завершена, что найдет свое отражение в соответствующих нормативных документах.

    мнение

    Игорь Коротченко, член Общественного совета при минобороны, главный редактор журнала "Национальная оборона":

    - Целесообразность создания военной полиции не вызывает никаких сомнений, она крайне необходима для борьбы с неуставными отношениями, противоправными акциями со стороны землячеств среди военнослужащих и поддержания порядка в гарнизонах. Сомнение вызывает только предполагаемая подчиненность ее замминистра обороны, но это, вероятно, промежуточное решение. Для более эффективной работы этот орган целесообразно подчинить внешней структуре, например минюсту.

    Поделиться