03.12.2009 00:10
    Поделиться

    Сергей Мазаев: В музыке в России сегодня разбираются единицы

    "Избранное" - так назвал свой первый сольный альбом лидер "Морального кодекса", одной самых профессиональных групп нашей рок-сцены.

    Презентация пластинки пройдет в Театре оперетты 7 декабря. Мазаеву в этот день исполнится 50.

    Не только протест

    Российская газета: Сергей! "Избранное" для многих станет неожиданным: имя рок-певца стоит на пластинке с джазовыми и эстрадными песнями

    Сергей Мазаев: Этот диск собирался у меня долго, и в нем сошлись песни разных лет, записанные с разными музыкантами. Есть несколько джазовых обработок с моими соло из большой программы, которую мы когда-то начинали делать с биг-бендом Игоря Бутмана, например, замечательный "Ноктюрн" Бабаджаняна, вещи Фрэнка Синатры, Дюка Эллингтона, записи, сделанные по просьбам разных телеканалов и радиостанций. Есть даже романс, который мы сыграли в стиле джазового пианиста Билла Эванса.

    РГ: В нашем общественном сознании рок-музыкант - это отнюдь не респектабельность и душевность, звучащие в "Избранном", а, извините меня, распущенность, наркомания...

    Мазаев: Ну да, а рабочий - это пьянство и драная спецуха. Так нельзя. Рок - это прежде всего музыкальный жанр со всеми его законами. Другое дело, что рок-музыканты - это люди из группы риска, их работа связана с огромными эмоциональными нагрузками, молодые люди нередко ломаются, погибают от наркотиков, психических расстройств.... Особенно если занимаются не профессией, а тем, что вокруг.

    РГ: Еще нас уверяли, что рок-музыкант должен обязательно против чего-то протестовать...

    Мазаев: Совершенно не обязательно. Меня, безусловно, тоже волнует то, что происходит в обществе: если помните, на тему "Нью-Йорк - Беслан" в России не пел никто, кроме "Морального кодекса". В песнях моих любимых групп Led Zeppelin, Deep Purple, INXS нет никакого социального протеста!

    РГ: А мне казалось, ваше имя привлечет к диску внимание рок-публики, джазом и романсом особо не интересующейся...

    Мазаев: Мое имя... Я вообще-то по образованию классический кларнетист. Я долго активно не играл на кларнете, но в последние несколько лет активно восстанавливаю форму, и в декабре у меня будет концерт в галерее "Триумф". С известнейшим кларнетистом и симфоническим дирижером Игорем Федоровым, лауреатом международных конкурсов пианистом Евгением Брахманом мы сыграем, в частности, концертные дуэты Моцарта для двух кларнетов, сложные, редко исполняемые сегодня вещи...

    Советские песни -это хорошая музыка

    РГ: В свою очередь, услышав, как вы поете "О любви так много песен сложено", слушатели старшего возраста, возможно, пожалеют о том, что они были так далеки от рок-н-ролла...

    Мазаев: Боюсь, они точно так же далеки и от классики. В музыке в России сегодня разбираются единицы, а подавляющее большинство не знает имен композиторов, их произведений, да и, уверен, не различает звуков инструментов. Сегодня эфир заполнен такой музыкой, что в ней приучаешься слышать только ритм, различать низкие частоты и слова, цепляешься за какие-то интервалы, перепады громкости... Уровень музыкальной культуры в обществе деградирует на глазах, впору вводить в начальных классах программу музыкальной школы.

    РГ: Раньше музыки в русской жизни было больше?

    Мазаев: Конечно. Когда в России не было ни радиостанций, ни пластинок и основным развлечением публики было музицирование в салонах, во всех приличных домах стояли фортепиано.. Небольшие пьесы, которыми в ХIХ веке увлекались композиторы, были тем, что мы сегодня называем попсой, люди играли их дома. У Чайковского однажды случился даже конфликт с издателями: они не хотели брать его "Февраль" из "Времен года", уж больно сложная вышла вещь, не для любителей.

    РГ: А на вашу долю пришлись советские песни...

    Мазаев: В детском оркестре Дома пионеров Дзержинского района я переиграл большинство советских песен как инструментальные марши. И знаете, не берусь судить, можно ли назвать их советской музыкой. Когда я вырос, то слушал и немецкие, и американские духовые оркестры, и скажу вам, что это была просто музыка той эпохи, она в те годы везде была такой же, как у нас. Советские композиторы писали выдающиеся мелодии в духе Рахманинова, но сверху лежал текст про Ленина, который всегда живой...

    РГ: Вам эти мелодии довелось исполнять даже в Кремлевском дворце съездов.

    Мазаев: Да, в 1972 году в составе сводного духового оркестра на юбилее Всесоюзной пионерской организации. Это было едва ли не первое мое публичное выступление. В президиуме - Брежнев, всё Политбюро. Мы сидели в оркестровой яме, потом она поднялась до уровня сцены, и мы сыграли монтаж на тему революционных песен.

    Лекарство от всех болезней

    РГ: Сергей, мне кажется, одна из целей, которую вы преследуете этим альбомом, - привить людям вкус, "подсадить" их на хорошую музыку

    Мазаев: Это смысл того, чем я занимаюсь в жизни. Потому что музыка - это самый полезный наркотик. Это лекарство от всех болезней - его только нужно правильно подобрать, что я и попытался сделать на "Избранном". "Правильной", "своей" музыкой человек себя оздоравливает, организует, как нужно лично ему, свою нервную систему. И еще я хотел напомнить молодым 60-х лучшее время их жизни.

    РГ: В этом году исполнилось 50 лет Владимиру Шахрину, Гарику Сукачеву, теперь у вас юбилей. Русскому рок-н-роллу полвека...

    Мазаев: Больше. Андрею Макаревичу уже 56, а Макар у нас в рок-н-ролле главный. Никогда не забуду свой полный восторг, когда в 78-м услышал "Солнечный остров" - эта песня тогда была как глоток озона и свет в конце тоннеля одновременно. Первый настоящий русский рок-блюз! Так что, слава богу, что эти люди дожили в нашем тяжелом жанре до такого возраста и продолжают работать.

    РГ: А вы свой юбилей празднуете выходом джазового диска...

    Мазаев: Я тем самым хочу показать преемственность поколений, преемственность жанров, хочу показать, что нет отдельно рока, а отдельно - классики или джаза, что есть только музыка в целом. Концерт начнется с симфонических и оперных произведений, а потом уже пойдет "Моральный кодекс" с оркестром. Прийти поддержать меня обещала Александра Пахмутова, я буду петь ее "Мелодию" и другие песни.

    РГ: Она для вас большой авторитет?

    Мазаев: Ничего себе! Да она одна из самых главных сокровищ нашей нации! Юрий Антонов, Вячеслав Добрынин, Муслим Магомаев, Александр Градский, Оскар Фельцман - это все наше национальное достояние. Они и есть наша сегодняшняя Родина. Вот, двора моего детства, например, давно нет - кстати, шикарное было место, усадьба кондитеров Абрикосовых. Так что для меня родина - это те культурные достижения, которыми я пропитан, спектакли, книги, фильмы, дома, пластинки... Люди приходят и уходят, остается только то, что они сделали.

    досье

    Сергей Мазаев родился 7 декабря 1959 года в Москве. Окончил физико-математическую школу N279, музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова по классу кларнета, учился в Институте имени Гнесиных, на экономическом факультете МГУ. Играл в группах Вячеслава Добрынина, "Здравствуй, песня", "Калинов Мост", "Автограф" и других. С 1989 года - солист группы "Моральный кодекс", где также играет на саксофоне, горне, кларнете, тромбоне.

    Поделиться