03.12.2009 00:10
    Поделиться

    "Зеленые" автомобили будут перевозить грузы от Бреста до Камчатки

    В числе многочисленных научных форумов, которые проходили в Беларуси и России в последнее время, это мероприятие выделяется особо. В Минске побывала делегация ученых Академии наук и искусств Союза (АНИС), чтобы вместе с ведущими специалистами НАН Беларуси обсудить актуальные совместные проекты.

    Прежде чем рассказать, о чем договорились ученые, несколько слов об этой научной структуре. АНИС была создана несколько лет назад группой авторитетных исследователей, политических, государственных, военных и общественных деятелей. Идею о необходимости появления такой академии, объединяющей лучшие умы науки и искусства, поддержали Государственная Дума России, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Всемирный конгресс славян и многие другие. Основная, "программная" задача академии - концентрация усилий деятелей науки и культуры, создание и внедрение различных программ на базе новейших достижений. В состав АНИС входит более 20 академий и общественных объединений.

    В Минск анисовцы приехали, чтобы подписать соглашение о сотрудничестве, и привезли несколько интересных предложений. Серьезному разговору способствовал уровень делегации. Ректор Российского государственного торгово-экономического университета Сергей Бабурин, академик Российской академии сельскохозяйственных наук Виктор Шевелуха, президент АНИС дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов и другие известные в мире науки люди привыкли говорить по существу. Владимир Викторович, выступая с приветственным словом, подчеркнул, что огромнейший научный потенциал, доставшийся в наследство от СССР, неразумно отдавать другим - его нужно активно использовать на благо наших стран.

    - Беларусь в нашем понимании идет по правильному пути - строительству производящей экономики. Новые технологии в стране востребованы как государственная политика. На этой основе и будем строить совместные контакты, - отметил Владимир Аксенов.

    Некоторые вопросы прорабатывались с российскими коллегами давно - осталось закрепить их на бумаге. Это, к примеру, программа геодезического обеспечения и возможного использования системы ГЛОНАСС в интересах Союзного государства, разнообразные проекты, связанные с развитием единой образовательной системы. Говорили также о возможностях реализации новых физических методов переработки тяжелой нефти, перспективах альтернативной энергетики и радиоэлектроники на базе полукристаллического кремния, использовании возобновляемых источников энергии и достижений генной инженерии...

    Разумеется, в сфере интересов академиков большое место уделено современным технологиям. Так, председатель совета директоров "Рособщемаша" Олег Бакланов и генеральный директор ГНУ "Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси" Михаил Высоцкий договорились выпустить с конвейера экологически чистый автобус. Причем не просто сделать машину еще более безопасной в плане вредных выбросов, а создать революционную технологию!

    - Это вовсе не утопия. Уверен, что в ближайшем будущем экологически чистые автобусы будут ездить по Минску и Москве, а "зеленые" автомобили - перевозить грузы от Бреста до Камчатки, - считает Олег Бакланов. - Как движущую силу для передвижения транспорта будем использовать разложение водорода. Наработки, которые, к слову, совершенно безопасны, у нас уже есть. Устройство представляет собой водородный реактор, который вырабатывает электроэнергию, преобразующуюся в специальном колесе. Большую экономию энергии получаем при торможении - она накапливается в конденсаторе, созданном на основе космических технологий. Пока наши установки не обладают достаточной мощью, но в течение двух лет сможем создать и крупногабаритный автобус.

    Космическое сотрудничество в его привычном проявлении - речь о многофункциональной космической системе Союзного государства - активно развивается. Последние новости таковы: в 2011-2012 годах планируется провести испытания микроспутника "Союз-Сат", после этого довести орбитальную группировку до штатного состава. Сейчас же спутник готовят к динамическим испытаниям. Впрочем, российские специалисты из АНИС акцентировали внимание не на технической стороне, а на проблемах практического использования космической информации. Здесь тоже большие перспективы. К примеру, много интересного благодаря спутниковым технологиям можно достичь в сфере экстремальной медицины. В основе большинства техногенных катастроф лежит человеческий фактор, но если состояние работников на ключевых участках производства можно будет дистанционно контролировать, многие вопросы снимутся. Для этого достаточно нацепить на руку небольшой пластырь и следить за важными параметрами.

    Актуален и вопрос системы дистанционного обучения, над ее созданием сейчас активно работают. Да мало ли как можно использовать информацию из космоса. Главное, чтобы у министерств и ведомств было четкое представление, что и в каком объеме им необходимо.

    - На днях у меня пройдет совещание с представителями силовых ведомств России, - рассказал директор НИИ космических систем имени генерала А.А. Максимова, генеральный конструктор Многофункциональной космической системы Союзного государства Валерий Меньшиков. - Предстоит выяснить, какая информация потребуется ее потенциальным потребителям. Определить это, думаю, необходимо и в Беларуси. Но это лишь локальная задача. Главное сейчас - сделать так, чтобы все последующие союзные программы по космосу выполнялись четко и без сбоев. Срыв любой из них приведет к невозможности осуществить остальные. А ведь масштабные задачи, стоящие перед нами, нужно решать системно. Хочется, чтобы в итоге получился не пилотный проект, а серьезная основа, которая останется на долгое время.

    Поделиться