26.11.2009 00:48
    Поделиться

    Екатеринбуржцы с риском для жизни ездят на неисправных маршрутках

    В 2009 году по вине водителей маршрутных такси в Свердловской области произошло около ста ДТП, в которых погибло свыше 150 человек. Таковы официальные данные регионального управления ГИБДД.

    Все реже причиной аварий становится лихачество водителей. И все чаще - технические неисправности транспортных средств: разбалансированное колесо, неполадки в рулевой и тормозной системах, а порой - проблемы с газобаллонным оборудованием. Последнее ЧП случилось буквально на днях: 19 ноября в Екатеринбурге в боксе автопредприятия взорвалась и сгорела дотла пассажирская "ГАЗель".

    Корреспондент "РГ" попытался выяснить, из-за чего поездка в маршрутном такси так часто превращается для пассажиров в аттракцион с риском для жизни.

    Возвращаясь домой около часа ночи, в одном из дворов неподалеку от перекрестка улиц 8 Марта и Большакова я обнаружила маршрутку. Номер "ГАЗели" обещал, что завтра с утра она повезет пассажиров из центра в поселок Елизавет и обратно. Рядом с выхлопной трубой копошился черноволосый и черноусый мужчина, пытаясь "на коленке" устранить неисправность "железного коня". Насколько качественным будет такой "ремонт"? И есть ли гарантия, что ночь во дворе пройдет для "ГАЗели" благополучно и наутро она отправится по маршруту - без тяжелых последствий для пассажиров?

    Вообще-то требования к хранению и эксплуатации общественного транспорта четко определяются федеральными нормативно-правовыми актами. Автобусы, троллейбусы, маршрутные такси и прочие транспортные средства должны ночевать на оборудованной стоянке, где круглосуточно дежурит диспетчер и куда ограничен доступ посторонних. Каждое утро перед выездом на линию водители проходят обследование у медработника, а транспортные средства - техосмотр у механика. Только после этого маршрутное такси получает допуск к перевозке пассажиров. Само транспортное предприятие обязано иметь лицензию от Автодорнадзора (специальная служба, которая контролирует соблюдение законов в сфере пассажирских перевозок), а в штате организации должен числиться аттестованный инженер по безопасности.

    Но это теория, а на деле требования закона легко обойти.

    - Часто индивидуальные предприниматели нанимают машины вместе с экипажами, - разъяснил корреспонденту "РГ" старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Свердловской областной прокуратуры Николай Прищепа. - Заключается договор аренды, и транспортное средство работает по лицензии предприятия. Однако собственником может являться водитель. И по истечении рабочего дня он волен делать со своей машиной все что угодно. Отсюда маршрутки, которые ночуют во дворах. И прокуратура, и Автодорнадзор не раз обращались в суд с целью наказать предпринимателей, которые допускают подобные нарушения. Однако арбитраж стоит на стороне хозяйствующих субъектов.

    К такому юридическому казусу привело устаревшее законодательство. "Положение об обеспечении безопасности перево­зок пассажиров автобусами" принято в 1997 году. Коммерческий общественный транспорт в ту пору только зарождался. По мнению Николая Прищепы, оно нуждается в доработке с учетом изменившейся ситуации на рынке перевозок.

    Представители транспортных компаний в аренде транспорта с экипажем ничего плохого не находят.

    - Это всего лишь один из видов договора аренды, - пояснил корреспонденту "РГ" директор небольшой транспортной фирмы Алексей Пешкин. - А дальше все зависит от добросовестности перевозчика. У меня на некоторые маршрутки заключен договор аренды с экипажем. Однако все транспортные средства ночуют исключительно на стоянке.

    Впрочем, ночные похождения маршруток - не единственная претензия к транспортникам. Очень часто утренние визиты медицинских работников и механиков к водителям не совершаются вовсе или носят символический характер. Представители прокуратуры, ГИБДД и Автодорнадзора проверяют перевозчиков как минимум два раза в год. Количество выявленных нарушений сопоставимо с числом ДТП, произошедших по вине коммерческого общественного транспорта.

    - Штампы о техосмотре стоят, но транспортное средство неисправно, - рассказывает Николай Прищепа. - Один индивидуальный предприниматель в Екатеринбурге выпустил на линию восемь неисправных автобусов. То же и с медицинскими осмотрами.

    В Свердловской области перевозкой пассажиров занимаются свыше 600 частных предприятий. До кризиса на их долю приходилось 30 процентов транспортных средств и 40 процентов общего пассажиропотока. Оставшуюся часть брал на себя муниципальный транспорт. Теперь ситуация меняется: сказывается и общий спад экономики, и вынужденное уравнивание стоимости проезда для частного и муниципального общественного транспорта.

    Пока эксперты не берутся предсказывать, какова будет в ближайшее время расстановка сил на рынке перевозок. С одной стороны, некоторые небольшие транспортные компании не выдержали экономических трудностей и разорились. С другой - приток клиентов к остальным увеличился: из-за роста стоимости проезда в муниципальных автобусах многие пассажиры пересели на более быстрые маршрутки. Желание не опоздать на работу зачастую превалирует над фактором безопасности. С третьей стороны, сделать поездку более комфортной и оперативной обещает и муниципальный транспорт. Осенью екатеринбургский муниципальный парк пополнился 72 новыми автобусами европейского уровня. Вскоре они появятся на улицах, заменив чадящие "Икарусы".

    - Таким образом мы обновим почти половину износившегося парка, - отмечает председатель комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Александр Курлыков. - В будущем планируем приобрести еще одну партию, которая полностью избавит город от старых машин.

    Комментарий

    Ринат Садриев, заместитель председателя комитета Свердловской областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию:

    - Муниципалитеты упустили процесс управления перевозками пассажиров. Раньше в Екатеринбурге работали огромные депо, рассчитанные на 1200 больших автобусов. В 90-е годы система муниципального транспорта развалилась, территории автопредприятий отдали под рестораны, магазины, склады... Частникам пришлось искать новые места для стоянок. Они работают разрозненно, и не у всех получается выполнять установленные законодательством требования.

    Полагаю, необходимо восстанавливать старые транспортные базы. Территории крупных предприятий, на которых раньше содержали муниципальные автобусы, отдать за разумную арендную плату частникам. Это объединит предпринимателей и создаст единую базу общественного транспорта. Контролировать перевозчиков станет проще, будет меньше проблем и с медицинским, и с техническим осмотром.

    Кстати

    В Кургане в минувшую пятницу сгорел маршрутный автобус. По словам очевидцев, огонь возник в кабине. По предварительной версии, причиной возгорания стало короткое замыкание.  Пассажиры не пострадали.

    Поделиться