24.11.2009 00:30
    Поделиться

    Банки начинают финансирование экологических программ на предприятиях

    Одна из главных задач, которые сейчас стоят перед минприроды, - реформирование экологического законодательства. В чем его смысл и к чему готовиться бизнесу, "Российской газете" рассказал министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев.

    Юрий Петрович, на днях стало известно о том, что Сбербанк в будущем году намеревается выделить крупную сумму на кредитование экологических проектов российских предприятий. Насколько я понимаю, здесь не обошлось без вашего участия.

    Действительно, у меня состоялись переговоры с моим бывшим коллегой Германом Грефом, президентом Сбербанка. И мы договорились о том, что не только министерство будет думать об экономических механизмах стимулирования экологического перевооружения предприятий. Сберегательный банк Российской Федерации готов принять активное участие в финансировании экологических программ. Начальная сумма финансирования на 2010 год, о которой мы говорили, в пределах 5 млрд долларов. Согласитесь, не такая маленькая сумма. Сейчас мы думаем над вариантами субсидирования процентной ставки по этим кредитам. Надо подумать и о критериях отбора проектов. Мы хотим эти механизмы запускать.

    Только Сбербанк изъявил готовность участвовать в этой работе?

    Скажу так: интерес проявил и ВТБ. Более подробно пока не могу ответить.

    Если эти планы реализуются, то, видимо, можно говорить о принципиально новом этапе в государственной экологической политике? До сих пор государство больше, скажем так, размахивало кнутом, причем без особого эффекта.

    Думаю, что это будет знаковым событием. Вместе с тем должен сказать, что министерство давно работает над реформированием экологического законодательства. И степень его готовности достаточно высокая. До 15 ноября мы должны внести в правительство основополагающие документы.

    Что там будет? К чему должен готовиться бизнес?

    Там несколько блоков. Прежде всего определен принцип для предприятий - переход на наилучшие существующие технологии (НСТ).

    Проблема в чем? На НСТ нельзя перейти одномоментно ни с точки зрения состояния промышленности, ни с точки зрения состояния законодательства. На то, чтобы определить, что такое НСТ, в Европе ушло несколько лет. Составлен реестр по 6 тысячам наилучших технологий. И нам эту работу придется провести, мы тоже никуда от нее не денемся. Эту работу мы планируем выполнить до 2016 года.

    Совершенно очевидно, что мы не можем до 2016 года ждать и ничего не делать. Поэтому внедрение НСТ - это все-таки второй этап. А на первом этапе мы хотим прежде всего ликвидировать институт лимитов. Сегодня у нас как делается? Есть, скажем, предельно допустимые концентрации, есть оценка допустимого воздействия на окружающую среду. Проводится экспертиза. Никто, или практически никто, из предприятий в эти нормативы не вписывается. Все это понимают, но при этом чиновники говорят бизнесу: а вот сейчас мы будем вам лимиты утверждать. И лимиты утверждаются конкретным чиновником для конкретного предприятия. То есть в рамках существующей системы лимитов можно разрешить абсолютно любое производство с любым объемом воздействия на окружающую среду.

    Мы хотим этот институт ликвидировать. И в документах, которые мы в ближайшее время планируем внести в правительство, это будет. Конечно, какое-то время уйдет на согласование, на подготовку к рассмотрению в правительстве. Думаю, что в начале следующего года мы этот закон сможем внести в Государственную Думу.

    Что предлагается вместо лимитов?

    Мы очень долго думали над тем, что взять за базу, если убирать лимиты. Предложения были разные. Например, за базу рассчитать допустимую экологическую нагрузку на данную часть территории, на бассейн данной реки. Рассчитать исходя из предельно допустимых концентраций на границе санитарной зоны. Проблема некоторых предложений в том, что они полностью отрицают наличие промышленности Российской Федерации в ее сегодняшнем состоянии. То есть мы принимаем экологическое законодательство, оно будет правильным, прозрачным и таким прогрессивным, только промышленности у нас не будет.

    Поскольку вряд ли этим путем можно двигаться, то нам придется взять за базу существующий сегодня уровень выбросов промышленности Российской Федерации. Но после этого задать механизмы регрессии выбросов. Рассчитать объем уменьшения и запустить два механизма.

    Первый - назовем его механизмом угроз. Мы покажем предприятиям, сколько они будут платить за негативное воздействие на окружающую среду начиная с 2016 года. Это, очевидно, создаст и определенную экономическую заинтересованность в модернизации производства.

    Предлагается поэтапно повысить коэффициент к ставкам платы за сбросы и выбросы загрязняющих веществ, что в целом приведет к увеличению платы в 5 раз к 2011 году и в 20 раз к 2016 году.

    Второе. Мы совершенно точно понимаем, что только угроз будет недостаточно. Мы должны создать отдельную оболочку мер экономического стимулирования. Скажем проще: мы должны использовать все возможности экономически поддержать предприятие, которое модернизирует свою технологию.

    Причем в этом случае мы используем экологические принципы для достижения еще и других целей: для достижения целей повышения конкурентоспособности предприятий, для достижения целей снижения их энергоемкости. То есть все те задачи, которые поставлены в плане действий правительства.

    Как вы думаете, в каких отраслях вы столкнетесь с самыми серьезными проблемами, внедряя новые экологические механизмы?

    Пожалуй, наиболее болезненная отрасль,- это ЖКХ. И с точки зрения ее запущенности, и с точки зрения финансовых возможностей. Понятно, что сразу возникает вопрос: на какие деньги реформировать жилищно-коммунальное хозяйство?

    Мы разговаривали с вице-премьером Дмитрием Козаком, отвечающим в том числе за вопросы жилищно-коммунального хозяйства. У него, на мой взгляд, очень правильная системная позиция. Он говорит о том, что если мы сейчас не изменим законодательство и систему мотивации, то мы никогда эту проблему не сможем решить. Вице-премьер готов нас поддержать в том, что касается реформирования экологического законодательства, но считает, что жилищно-коммунальному хозяйству необходимо какое-то время для того, чтобы вся система ЖКХ могла за этот период за счет модернизации, за счет инвестиций вписаться в новые требования законодательства.

    Могут ли предприятия жилищно-коммунального хозяйства рассчитывать на те средства, которые обещает выделить Сбербанк на экологическую модернизацию? Или кредиты будут предоставляться только промпредприятиям?

    Думаю, основным инструментом реформирования жилищно-коммунального хозяйства должна стать передача объектов ЖКХ крупным специализированным компаниям с реальными инвестиционными возможностями.

    Сегодняшняя беда жилищно-комму нального хозяйства в том, что большинство объектов или находятся в муниципальной собственности, или розданы приближенным к местным администрациям структурам, у которых нет ни опыта, ни финансовых возможностей. В этой отрасли, хромающей на обе ноги, надо создавать нормальную среду для привлечения частных инвестиций.

    Мы говорим о том, что надо сделать в области охраны окружающей среды. А что уже сделано министерством за прошедший период?

    Принят Федеральный закон N 309, согласно которому субъекты малого и среднего предпринимательства получили право декларировать данные о размещении отходов, а не получать соответствующие разрешения.

    Кроме того, было значительно упрощено лицензирование деятельности по обращению с отходами и введен институт экологической экспертизы при строительстве объектов по обезвреживанию и захоронению отходов.

    Подготовили и направили в Правительство РФ проект ФЗ "Об усилении ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды", который устанавливает административные взыскания за нарушения нормативов сбросов и выбросов загрязняющих веществ. По воде максимальный размер штрафа увеличивается от 5 до 15 раз, по воздуху - от 5 до 20 раз.

    Вообще за последний год Правительством РФ подготовленно 10 постановлений, регулирующих вопросы экологии, из них 7 уже принято.

    В этих документах наконец-то решены многие задачи, годами являвшиеся болезненными для развития экономики и охраны окружающей среды в нашей стране. Например, постановление о попутном нефтяном газе создает условия для утилизации этого сырья к 2012 году до уровня 95%, определяет порядок расчета платы за выбросы вредных веществ, предусматривает повышающие коэффициенты, применяемые при расчете к нормативам платы.

    За эти два года проведена серьезная работа по многим направлениям. Тем не менее считаю это только началом совершенствования законодательства РФ в области охраны окружающей среды.

    Минприроды проводило мониторинг ситуации по выявлению самых "горячих" экологических точек?

    За прошедшие десятилетия мы уже создали немало очагов напряжения в отношениях между природой и человеком.

    Министерством природных ресурсов и экологии впервые проведена работа по анализу сложившейся в нашей стране ситуации. По ее итогам выделены 194 "горячие" экологические точки. Главным критерием отнесения объекта к списку "горячих точек" является степень влияния отходов на здоровье человека.

    Мы выделили 6 "горячих точек", на которых с 2009 года хотели начать отработку технологий, механизмов финансирования проектов по ликвидации объемов загрязнения. К сожалению, кризис несколько сдвинул наши планы. Но мы обязательно будем добиваться начала этой работы.

    На карте России есть не только "горячие точки", но и благоприятные экологические районы - особо охраняемые природные территории.

    Сегодня российская система охраняемых природных территорий является крупнейшей в мире и насчитывает 205 государственных природных заповедников, национальных парков и природных заказников.

    За прошедший год созданы государственный природный заказник "Леопардовый" и национальный парк "Русская Арктика". Это позволит сохранить популяции таких редких видов, как леопард - в Приморском крае и белый медведь - на архипелаге Новая Земля.

    В 2010 году планируется создать 8 новых федеральных национальных парков и природных заповедников.

    Досье

    Трутнев Юрий Петрович родился 1 марта 1956 г. в Перми в семье нефтяников. В 1973 г. поступил в Пермский политехнический институт, который окончил в 1978 г., получив специальность горного инженера. Во время учебы при прохождении производственной практики работал в НГДУ "Полазнанефть", "Коминефть" помощником бурильщика, оператором по добыче нефти и газа. С 1978 г. - инженер, младший научный сотрудник ПермНИПИнефти. С 1990 года Юрий Трутнев стал генеральным директором предприятия "ЭКС ЛИМИТЕД", а в 1996 г. - президентом АО "Э.К.С. Интернешнл", объединившего предприятия группы "ЭКС".

    С 1994 г. - председатель Комитета по экономической политике и налогам областного Законодательного собрания и депутат Пермской городской Думы.

    В декабре 1996 г. Ю.П. Трутнев избран главой города Пермь. А в декабре 2000 г. в становится губернатором Пермской области.

    9 марта 2004 г. Указом президента РФ N 325 назначен министром природных ресурсов Российской Федерации.

    Дословно

    Владимир Путин, председатель Правительства РФ:

    - Жесткие экологические требования подталкивают бизнес к внедрению новых технологий, к снижению издержек, экономии ресурсов. Не стоит забывать и о том, что соответствие экологическим стандартам сегодня является обязательным условием для выхода на рынки развитых стран, то есть как раз на самые выгодные и емкие рынки.

    факт

    Основными источниками загрязнений воздуха являются промышленность (58%) и автотранспорт (42%)

    Кстати

    Выбросы от автотранспорта в крупных городах значительно превышают вредное воздействие от промышленных предприятий: в Москве - более чем в 10 раз, в Санкт-Петербурге - в 9 раз

    перспектива

    К 2020 году удельные показатели выбросов, сбросов, образования отходов снизятся на 20%, уровень энергоемкости предприятий - на 40%

    Поделиться