19.11.2009 00:38
Поделиться

Страховщики находят массу причин, чтобы не платить по счетам

В два раза по сравнению с прошлым годом возросло число исков в суд от автомобилистов, у которых возникли проблемы со страховыми компаниями.

Только в одном суде Казани рассмотрели около 600 заявлений, из которых каждое четвертое обращение касалось одной крупной московской компании. И практически все по поводу выплат КАСКО.

Сидите дома

Когда Николай М. был в отпуске за границей, его дорогую машину обворовали: с "Вольво" сняли номера и вытащили из автомобиля турбокомпрессор, цена которого превышала 100 тысяч рублей. Сразу по возвращении в Елабугу мужчина обратился в милицию и свою страховую компанию, где был заключен полис КАСКО, с заявлением о краже. Страховой агент принял его документы, и пострадавшему пообещали выплатить 113 тысяч рублей. Однако через два месяца страховая компания отказалась платить по счетам, сославшись на то, что автолюбитель обратился к ним гораздо позднее сроков, указанных в правилах компании. Несмотря на то, что мужчина мог документально подтвердить, что его не было в России около двух недель, страховщиков это не волновало. "Сидите дома", - был короткий ответ. Разрешить спор мог только суд.

Разозлившись, автомобилист решил потребовать от компании не только возместить ему сумму ущерба, но еще и прибавил к ней другие расходы. Так как без компрессора машина отказывалась ездить, пришлось отправить ее на ремонт из Елабуги в Москву. Услуги эвакуатора обошлись мужчине еще почти в 70 тысяч рублей. Да и в московском автосервисе потребовали свыше 20 тысяч за ремонт. Еще около 10 тысяч рублей пришлось заплатить за госпошлину и услуги адвоката.

Как и следовало ожидать, в суде страховщики признать иск отказались. А вот судья посчитал, что права автолюбителя были нарушены. Согласно закону владелец дорогой иномарки обратился в милицию и страховую компанию сразу же после того, как узнал о краже. И тем самым выдержал все сроки, установленные в правилах. Судья вынес решение в пользу истца. И вместо 113 тысяч рублей, которые страховая компания могла бы выплатить своему клиенту до начала суда, ей пришлось отдать свыше 200 тысяч.

Приходите завтра

Автоледи Ольга П. и ее пассажиры только чудом не пострадали в страшной аварии, которая произошла год назад на трассе, соединяющей Казань и Чебоксары. На спидометре было чуть за 90, когда что-то произошло с правым колесом ее Хундая. Неуправляемая машина выскочила на встречную полосу, где, к счастью, не было других автомобилей, перевернулась на бок и слетела в кювет. Вся правая половина иномарки была полностью разбита. В Казань машину доставили на эвакуаторе.

Дома Ольга сразу же обратилась в свою страховую компанию, где спустя несколько недель ей пообещали выплатить почти 133 тысячи рублей. Автоледи данная сумма вполне устраивала, ее как раз хватило бы на восстановление машины. Но, когда подошел срок всех выплат, деньги на счет девушки так и не поступили. Ее многочисленные обращения в страховую компанию успехом не увенчались. Каждый раз ей говорили, что документы находятся в бухгалтерии и деньги обязательно придут, если не сегодня, то завтра. Так продолжалось несколько месяцев. В это же время банк, где был взят кредит на машину, требовал погасить долги и оформить новый страховой полис КАСКО. Так как прошло значительное время, и суммы, начисленной страховой компанией на ремонт, было недостаточно, Ольга обратилась к независимым экспертам. Здесь ущерб оценили уже в 221 тысячу рублей. С этими документами девушка обратилась в суд.

В суде страховая компания потребовала провести очередную, уже третью, экспертизу. Она была готова только через три месяца. На сей раз судебные эксперты постановили выплатить девушке 238 тысяч рублей.

Суд автоледи выиграла. Помимо расходов на машину, страховую компанию обязали выплатить еще 15 тысяч рублей за просрочку и судебные расходы. В итоге если бы страховая компания не задержала выплату, то смогла бы обойтись суммой в два раза ниже той, что была в постановлении суда.

Компетентно

Камиль Газеев, руководитель Дирекции страхования автотранспорта и ОСАГО:

- Компании-однодневки, как правило, занимаются в основном страхованием ОСАГО, иногда еще КАСКО. Эти виды страхования наиболее популярны у населения, поэтому можно быстро получить прибыль. Но это только на начальном этапе. В дальнейшем из-за несбалансированности страхового портфеля объем продаж снизится, а выплаты начнут догонять сборы, что в свою очередь приведет к задержкам страховых выплат.

Выбирать страховую компанию следует, прежде всего исходя из того, как она выполняет свои обязательства перед клиентами. Данную информацию можно получить у знакомых, друзей и родных. При наличии доступа к Интернету можно не только ознакомиться с жалобами на ту или иную компанию, но и узнать, какими видами страхования она занимается.

Ни одна серьезная фирма не будет предлагать услуги, рекламируя, что у нее самые низкие тарифы. Страховые взносы должны быть адекватными принятым обязательствам. И если клюнуть на низкие тарифы, не получив сведений о надежности страховой компании, то можно попрощаться не только со своими деньгами, но и в случае страхового события самому восстанавливать автомобиль.
Цена страхового полиса КАСКО в первую очередь зависит от стоимости автомобиля и от того, на какую сумму вы хотите его застраховать. Чем дороже автомобиль, тем дороже страховка. Однако это не всегда означает, что страховка при равной стоимости автомобилей разных марок будет также одинаковой. Автовладельцы со стажем знакомы с тем, какие автомобили дороже в обслуживании, а какие - на приемлемом уровне. Вот и страховщики зачастую повышают тарифы на те марки и модели автомобилей, стоимость ремонтных работ и запасных частей которых гораздо выше. На стоимость страховки также значительно влияют возраст и стаж водителя, а еще срок эксплуатации автомобиля.

В период кризиса многие компании в целях снижения страховых тарифов могут предлагать различные программы - с применением франшизы (собственного участия в покрытии убытков), до первого страхового случая или обращения (при этом после выплаты страхового возмещения действие договора страхования прекращается), только на случай угона или тотальной гибели и так далее.

На заметку

1. Перед заключением договора следует ознакомиться с правилами страхования в той или иной компании, узнать, какие события подпадают под страховые случаи, а какие исключаются. Затем следует обратить внимание на раздел правил, которые отражают все действия страхователя при наступлении страхового случая (в том числе на сроки), и на то, какие документы необходимо представить для получения возмещения. В правилах должны быть указаны сроки выплаты страхового возмещения. В основном они привязаны к подаче последнего документа. Не будет лишним снять с них копии и заверить у нотариуса или в самой страховой компании, а затем потребовать записи о приеме документов с указанием даты вручения.

2. После этого ваш автомобиль должны осмотреть и провести независимую экспертизу оценки размера ущерба. Поэтому ни в коем случае не отправляйте машину в сервис до ее осмотра.

В акте осмотра указываются все повреждения и работы (ремонт или замена запасных частей), которые будут учитываться при расчете суммы страхового возмещения. Поэтому перед подписанием акта осмотра внимательно ознакомьтесь с ним и подписывайте только при отсутствии возражений. Не будет лишним сразу потребовать копию, которая может пригодиться для проверки расчета стоимости восстановления вашего автомобиля. Кстати, при расчете суммы страхового возмещения страховщик исключит те повреждения и работы, которые указаны в документах ГИБДД и акте осмотра, если техническая экспертиза позволит доказать, что эти повреждения не связаны со страховым случаем.

3. После осмотра автомобиля и подачи последнего документа можете смело направлять авто в ремонт. Кстати, не следует откладывать это на неопределенный срок, поскольку при разборке автомобиля могут быть обнаружены скрытые дефекты, которые не были указаны в акте осмотра и, соответственно, не были учтены в расчете суммы страхового возмещения.

4. Несколько иная ситуация при хищении автомобиля. Если перед заключением договора страхования вы увидите в правилах фразу, что при хищении автомобиля страховщик вправе продлить срок выплаты даже после получения всех документов из компетентных органов "на неопределенный срок" (якобы для самостоятельной оценки ситуации и проведения собственного расследования), то лучше эту компанию обойти стороной. Также следует обратить особое внимание на условия договора и правил страхования по вопросам места хранения автомобиля в ночное время и отказа в выплате страхового возмещения при нарушении условий хранения.

5. Не рекомендуется оставлять в автомобиле документы на него, поскольку при угоне это может являться основанием для отказа в страховом возмещении.

6. По истечении срока выплаты страхового возмещения, указанного в правилах страхования, или отказа в выплате страхового возмещения по основаниям, не указанным в них или договоре страхования, можно обращаться в суд и службу страхового надзора.